Аромат жертвы

Жертвы ограблений

На кого и почему нападают преступники. Советов о том, как не стать жертвой преступления, сегодня тьма­-тьмущая. Их публикуют в специализированных книгах, газетах и журналах (в том числе и нашем). О них рассказывают с телеэкранов. Но почему-то меньше преступлений от этого не становится. Даже те, кто прослушал лекции или прочитал книги о правилах безопасности, в критический момент зачастую о них забывают. 

Сергей Нестеренко

А потом в недоумении сокрушенно разводят руками: ведь знал же я, что нельзя играть в наперсток (идти вечером коротким путем через подворотни, пускать в квартиру незнакомых людей и т.д.). Действительно, знал, но почему-то поступил вопреки здравому смыслу. Почему?
Семь секунд, отделяющих жизнь от смерти

Прежде чем ответить на этот вопрос, расскажем об интересном иссле­довании, проведенном американским профессором Бетти Грейсон. Эта ува­жаемая дама научным путем сумела доказать, что ни один преступник не на­падает на жертву просто так, не обра­щая внимания, что за личность перед ним. Вначале преступник оценивает человека на предмет того, подойдет ли он в качестве жертвы. Причем, опытному бандиту для этого достаточно всего семи секунд!

Жертвы ограбленийКак же грабитель выбирает себе жертву? Прежде всего – по невербaль­ным особенностям ее поведения. За эти семь секунд он оценивает и внеш­ний вид человека, и его физическую подготовку, и степень готовности дать отпор. Идеальный объект для нападе­ния выглядит приблизительно так: сутулые плечи, скованные движения, вя­лый, потухший, избегающий контакта взгляд, опущенная голова, неуклюжая плетущаяся походка. Показательна и степень вовлеченности в окружающий мир – человек, погрузившийся в глубо­кие размышления и не замечающий, что творится вокруг него, легко уязвим.

Бетти Грейсон провела любопыт­ный эксперимент. Она предъявила си­дящим в разных тюрьмах и абсолютно не связанным между собой преступникам видеопленки с изображением иду­щих по улице людей. Это были простые прохожие, принадлежащие к различ­ным социальным и возрастным груп­пам и не знавшие, что их снимают. То есть, они вели себя абсолютно естест­венно, и видеозапись отражала реаль­ную сцену из жизни. Исследователи предложили заключенным определить, кого из изображенных на пленке они выбрали бы в качестве своих жертв. Поразительно, но факт: большинство указали на одних и тех же людей.

Этот результат подтвердил древнее изречение о том, что «жертва сама привлекает к себе своего палача». Каза­лось бы, одновременно найдено и ре­шение проблемы: чтобы не стать жерт­вой, «накачайся», выгляди круто, дер­жись уверенно, расправь плечи, шагай легко – словом, грудь колесом, пальцы веером, и все получится! Однако на са­мом деле не все так просто.

Как объяснить те нередкие случаи, когда обладателям разномастных поясов по каратэ или кунг-фу ломают че­люсть давно забывшие о любых физи­ческих тренировках уличные алкаши? Ведь даже короля ринга – величайшего Мохаммеда Али – легко скрутили, из­били и ограбили трое отнюдь не спор­тивных парней. Возможно, если бы знали, что перед ними сильнейший бо­ксер мира, то не осмелились бы на­пасть. Однако они приняли его за впол­не подходящую для нападения жертву. И не ошиблись.

Впрочем, этот случай не единичен. Еще в советское время мне рассказывали о чемпионе Украины по тяжелой атлетике, к которому на улице постоян­но цеплялись подростки. Огромный накачанный мужик словно магнитом притягивал к себе хулиганистых хлю­пиков, норовящих затеять с ним драку. Затем все развивалось по обычному сценарию – приезд милиции, задержа­ние всех нарушителей порядка. Разу­меется, чемпиона быстро отпускали, а на следующий день он появлялся в за­ле с фингалом под глазом, чем немало веселил приятелей. В чем причина подобных странностей?

Как известно, невербальные осо­бенности поведения человека – это язык его подсознания. Иными слова­ми, сутулые плечи, шаркающая Страх сковываетпоходка и прочие признаки жертвы являют­ся следствием, а не причиной. Это лишь проявление деструктивных программ подсознания. И выявленные ис­следованиями американских ученых особенности походки, взгляда и осан­ки – наиболее заметные, но не единст­венные невербальные признаки вик­тимного поведения. Даже научившись ими управлять, человек не способен контролировать другие реакции своего тела, недвусмысленно посылающее в окружающее пространство сигналы Жертвы.

Это позволяет понять подлинную причину феномена, когда и чемпионы мира получают по физиономии.

Почему не помогают каратэ и пистолет

В отличие от научных изысканий Запада, восточные учения способность преступников определять жертву объ­ясняли очень просто. Согласно их постулатам, каждый человек имеет свой аромат – не в смысле парфюма или его отсутствия, а в смысле внутренне­го содержания. Есть аромат Богача и аромат Нищего, аромат Любовника, аромат Господина и аромат Слуги, аромат Победителя и аромат Жертвы. Какие же внутренние состояния проявля­ются ароматом Жертвы?

Первое из них – подавленный страх, живущий в глубинах подсозна­ния. Как только человек оказывается в экстремальной ситуации, страх про­рывается наружу, отключая способ­ность трезво соображать и восполь­зоваться грамотными советами спе­циалистов, которые он почерпнул из умных книжек. Фактически, страх формирует программу поведения, ведущую к трагическим результатам. Человек во всем видит угрозу и начи­нает вести себя так, что эта угроза реализуется. И если кто-то боится гра­бителя, то начинает видеть его бук­вально в каждом встречном. Тем са­мым человек как бы предлагает всем окружающим сыграть роль агрессо­ра, а поскольку желающих выплес­нуть агрессию в нашем обществе — пруд пруди, то очень скоро он находит то, что ищет.

Более того, оказавшись во вла­сти страха, люди начинают действовать по его извращенной логике: «Если этого не должно случиться, значит, оно обязательно произой­дет». Тем самым они задают про­грамму своему подсознанию, которое и приводит их в те места, где есть опасность стать жертвой преступления. именно так можно объяснить те необъяснимые с точки зрения здравого смысла поступки, когда человек отправляется гулять в криминогенные районы в два часа ночи, трясет кошельком, полным денег, в людных местах, развеши­вает на столбах объявления о прода­же дорогих вещей и т.п.

Обычно человек, испытывающий страх оказаться жертвой преступников, пытается решить проблему внешним путем: пойти в секцию каратэ или бок­са, приобрести пистолет или газовый баллончик, а если есть возможность, то и нанять телохранителей. Но, увы, как правило, это мало помогает: в критиче­ский момент нападения все приемы ли­бо вылетают из головы, либо тело ско­вывает паралич, либо пистолет забыва­ют снять с предохранителя, либо бал­лончик цепляется за подкладку карма­на, а телохранители куда-то исчезают. Примеров тому несть числа, но главное очевидно – таким путем проблему не решить, потому что на уровне подсознания работает программа «Я – жерт­ва», а жертвы не могут победить по оп­ределению.

Более того, как показывает опыт, даже если человеку удастся победить в какой-то схватке, проблемы это не ре­шит. У меня был один знакомый, кото­рого еще в детстве побил пацан постар­ше. Тогда он пошел в секцию тяжелой атлетики и, став кандидатом в мастера, поймал и отлупил своего обидчика. Од­нако страх остался навсегда. Будучи прекрасно сложённым рослым атле­том, он боялся гулять по вечерам. В тоже время, мне довелось знать парня ростом чуть больше полутора метров и весом килограммов в пятьдесят, кото­рый, прозанимавшись каратэ всего па­ру лет, не побоялся вступить в схватку с четырнадцатью (!) значительно превосходящими его по габаритам противни­ками. И, вопреки любой логике, соглас­но которой у него не было шансов вый­ти из драки по меньшей мере покале­ченным, он отделался лишь ушибами и неделей пребывания в санчасти.

Так что сами по себе большие мус­кулы еще не являются гарантией защиты от преступления. Даже наоборот. Уличным хулиганам, стремящимся подтвердить свой авторитет, зачастую просто скучно бить хилых. Намного больше их самооценку и рейтинг в гла­зах «подчиненных» поднимает избие­ние здоровяка. и если от того исходит аромат Жертвы, то на него нападут ско­рее, чем на какого-нибудь «дохлого» очкарика. Многие криминальные авто­ритеты внешне далеко не Шварценегге­ры, однако огромные накачанные амбалы беспрекословно подчиняются им. В чем тут дело? Видимо, у авторитетов меньше страха.

О6 этом же свидетельствует и слу­чай с Мохаммедом Али. Знающие его люди утверждали, что он был очень не уверенным в себе человеком (а неуве­ренность — одна из форм страха), и за­нятия боксом стали попыткой изба­виться от психокомплексов. Но, как по­казала жизнь, ему это не удалось. Мно­гочисленные титулы чемпиона не унич­тожили в нем аромат Жертвы.

Для большинства людей проблема страха является одной из наиболее актуальных. А потому о том, как и почему возникают страхи, мы поговорим в од­ном из следующих номеров. Пока же перейдем к следующей составной аро­мата Жертвы – самоагрессии.

У этого психологического явления очень много различных проявлений, но их можно свести к двум базовым: чув­ство вины перед кем-то и недовольство собой – внешностью, способностями, тем, что вы не делаете зарядку или ма­ло времени уделяете воспитанию ре­бенка… Найти довольных собой людей сегодня очень сложно – ведь в совет­ское время самокритика была возведена в ранг высокого достоинства, а до­вольство собой считалось чуть ли не патологией. Что здесь плохого? Да то, что, будучи недовольным собой или считая себя виноватым, вы тем самым даете четкую установку подсознанию на то, что вы плохой или плохо посту­пили, а значит, заслуживаете наказа­ния. И подсознание беспрекословно выполнит ваше пожелание. Варианты могут быть разными – вы порежетесь во время приготовления еды, заболеете, станете жертвой ограбления или пригласите в свою квартиру людей, ко­торые окажутся ворами…

Чем преступление похоже на танго

Обратите внимание на такую де­таль – преступники часто используют чувство вины для того, чтобы подавить сопротивление жертвы. С этой целью применяются специально разработан­ные психологические методики с тща­тельно подобранной лексикой. Напри­мер, «наезжая» на бизнесмена, его обязательно в чем-то обвинят – неак­куратном внешнем виде, жадности, хамстве, непорядочном поведении. Словом, по старому принципу «Ты чего без шляпы ходишь?!». Да и уличные грабители, и хулиганы тоже ведь напа­дают не сразу, а вначале с помощью чувства вины пытаются вогнать чело­века в роль Жертвы: «А чего у тебя сигареты помятые? А чего это ты такой невежливый? А чего это ты тут шля­ешься в два часа ночи?».

Третий фактор аромата Жертвы – обидчивость. Обида – это гнев, кото­рый человек подавил в себе из-за стра­ха открыто высказать свое недовольст­во. Привычка накапливать камни за па­зухой – один из самых быстрых путей к состоянию Жертвы. Преступники ню­хом чуют того, кто боится адекватно ответить на «наезд».

Четвертая составляющая аромата Жертвы – как ни странно это звучит – повышенная агрессивность. Дело в том, что когда человек переполнен зло­стью и агрессией, его подсознание запрограммировано на поиск объекта, на котором ее можно сорвать. Эта же про­грамма в поисках конфликта приводит человека в различные криминогенные места. Такая внутренняя конфликто­генность притягивает к нему аналогич­но настроенных двуногих особей, а ре­зультат подобных встреч редко не бы­вает трагическим.

Нужно быть готовым к любым неожиданностямВпрочем, модель поведения жерт­вы проявляется не только в крими­нальных нападениях. Вот результаты еще одного весьма любопытного ис­следования американских ученых. Проанализировав результаты опросов пострадавших от физического наси­лия, они установили, что 100% из них долгое время подвергались насилию вербальному – в общении с начальством, супругами, соседями. иными сло­вами, прежде чем пострадать от преступников, все они привыкли играть роль жертвы в обычных жизненных ситуациях. То есть человек вначале привыкает чувствовать себя жертвой по мелочам, а лишь затем «попадает» по-крупному.

Эту тенденцию насилия к эскала­ции очень легко проследить на собы тиях собственной жизни. Как прави­ло, крупные неприятности начинают­ся с мелочей. Сначала вам нахамила какая-то тетка в метро. Вы возмути­лись, но подавили гнев, создав тем самым в душе обиду. Через некоторое время на вас несправедливо накричал начальник. Вы снова сдержали свои эмоции, превратив их в обиду. Затем последовал семейный скандал. И ес­ли вы продолжаете копить обиды, то неприятности пойдут косяком, вплоть до криминала.

Получается, правы те, кто утвер­ждает, что в преступлении виноват не только преступник, но и его жертва? Как говорится – для танго нужны двое… В это сложно поверить, но в ря­де развитых стран правоохранитель­ные органы, ознакомившись с резуль­татами научных исследований, все больше склоняются к такой точке зре­ния. Во всяком случае, в некоторых го­сударствах после того, как автомобиль дважды попал в аварию, сумма страховки для его владельца значительно возрастает. И на все протесты и объяс­нения, что авария случилась не по его вине, такому водителю отвечают: «Это не имеет значения. Раз вы дважды по­пали в аварию, значит, вас нужно отне­сти к категории склонных к дорожным происшествиям».

Как же избежать превращения в жертву?

Базовой программой-веровани­ем модели мира типичной Жертвы является убежденность в том, что она ничего не решает и ни за что не отвечает, от нее ничего не зависит. Придерживаясь такого мнения, че­ловек тем самым отдает бразды уп­равления своей жизнью в руки дру­гих. Лишь осознав, что мы сами со­здаем события собственной жизни своим же поведением, можно на­чать путь к освобождению от роли Жертвы.

Борьба со страхом – длительный и сложный процесс. Но для начала необходимо хотя бы признать его наличие у себя и ясно осознать, чего вы боитесь. Потом следует определить свои программы поведения, обусловленные этим страхом, и проверить, приносят они вам пользу или вред, подумать, как бы вы могли вести себя по-друго­му. Например, если вы возвращаетесь ночью домой и видите группу парней, тут же в вас активируется программа страха и включается тоннельное мыш­ление: а вдруг это грабители? А вдруг они сейчас нападут? Тотчас же ваши мысли отражаются в вашем теле: вы сутулитесь, опускаете голову, прячете глаза и ускоряете шаг. Таким образом, вы демонстрируете парням, что вы – идеальная жертва и тем самым значи­тельно увеличиваете возможность на­падения. Поэтому, если руководствоваться здравым смыслом, а не стра­хом, то гораздо безопаснее было дей­ствовать прямо противоположным об­разом: расправить плечи и шагать твердо и с достоинством.

Задумайтесь над таким фактом: мимо преступников в день проходят десятки людей. Но лишь один-два из них становятся их жертвами. Да и да­леко не все парни, гуляющие по ночам гурьбой, — преступники. Один мой зна­комый возвращался как-то с работы часа в два ночи. Причем, дело было в первой половине девяностых – во вре­мена разгула бандитизма. Дорогу ему перегородили двое парней со словами: «Закурить не найдется?». Знакомый, будучи уверенным, что его грабят, в от­вет сразу снял меховую шапку и протя­нул парням. Те опешили: «Да мы серь­езно – курить хотим». Вспомните эту историю в следующий раз, когда в ка­ждом прохожем вам будет мерещить­ся джек-потрошитель.

Что касается недовольства собой, тут думаю, ничего особо объяснять не надо. Если что-то в своем поведении или облике вам не нравится – Нужно уметь защищать себяизмени­тесь, а если не можете – ну и бог с ним. Можно и так жить. Чувствуете себя ви­новатым – извинитесь перед тем, кого, на ваш взгляд, обидели, сделайте че­ловеку что-то хорошее, искупающее вашу вину. То же самое и с гневом. По­нятно, что устраивать из своей жизни борьбу с несправедливостью по любо­му поводу чревато нехорошими пос­ледствиями. Особенно, если причиной вашего гнева стал двухметровый «ка­чок» или начальник-самодур. Поэтому надо научиться либо философски относиться к возможному хамству («чу­жие чувства – не мои проблемы»), ли­бо же выплескивать свой гнев без вре­да для себя и окружающих. Для этого идеально подойдет, например, боксер­ская груша. При наличии воображения можно представить себе, что это и не груша вовсе, а тот, кто вызвал ваше раздражение. Самое главное – не нака­пливать и не носить негативных чувств в себе. Ибо это – прямой путь к само­уничтожению.

В данном контексте логично вновь упомянуть некоторые постула­ты древних восточных учений. Они объясняют феномен Жертвы так: ка­ждый человек обладает определен­ным количеством энергии, именуе­мой Ки (в Японии) или Ци (в Китае). Тот, у кого этой энергии больше, под­чиняет себе того, у кого ее меньше. И наоборот, человек со слабым Ки как магнит притягивает к себе агрессоров и прочие неприятности, включая бо­лезни. Состояние Ки человека зависит от многих факторов, но наиболее раз­рушительны для него подавляемые отрицательные эмоции – гнев и страх. И для того, чтобы победить соперни­ка, нужно с помощью манипуляций усилить в нем проявление этих чувств. Впрочем, бьющая через край радость тоже истощает Ки человека, хотя и в меньшей степени.

Что это означает в переводе на язык современной европейской психо­логии? А то, что наименьшую вероят­ность оказаться жертвой имеет спо­койный, жизнерадостный, способный свободно выражать свои чувства, хо­рошо осознающий, чего он хочет в жизни, и не поддающийся на уловки различных манипуляторов, уверенный в себе человек. И главное – не отяго­щенный психокомплексами страха, обиды или вины. Ибо именно они яв­ляются главным фактором, постепен­но ослабляющим человека до такой степени, что он попадает в лапы двуно­гих хищников. Случайностей в современном мире не бывает, а значит, лю­бое преступление можно предотвратить. Но лучше всего это может сде­лать лишь сама потенциальная Жертва, успев вовремя изменить базовые программы своего поведения. Воисти­ну, спасение утопающих – дело рук са­мих утопающих.

error: Content is protected !!