Небывалая активность Верховной Рады с первого дня пленарных заседаний изумила многих. Но на самом деле она абсолютно закономерна. Политики всего спектра оттягивали этот момент истины как могли, но не наступить он не мог. Слишком много противоречий, неудовлетворенных амбиций, претензий и личных обид приходилось скрывать политикам под масками – и наконец эта гремучая смесь достигла критической массы. Взрыв произошел. Украинский политикум перешагнул ту черту, за которой хорошая война становится лучше плохого мира. Борьба за власть вступила в фазу кульминации. Период многовластия – оно же безвластие – в Украине подходит к концу.
Очевидно, что, как бы ни развивались события, Президент Ющенко уже никогда не будет иметь той власти, которая была у него до нынешнего сентября. Ибо любая власть – штука ирреальная. Она существует только в человеческом сознании. И имеет силу лишь до тех пор, пока ее признают. Но как только число людей, отказывающихся признавать чью-то власть, достигает большинства, власть превращается в призрак. И это – главный результат происходящих ныне событий. Даже если сейчас Президент и парламент – не без помощи спешно примчавшегося в Украину Дика Чейни – найдут общий язык, и сражающиеся стороны сбавят обороты, это не затронет самого важного факта: в политике произошли необратимые изменения. Даже если не будет ни досрочных выборов, ни роспуска ВР, ни одновременных перевыборов Президента и Верховной Рады – это не суть важно.
Почему? А потому, что даже если в стране воцарится парламентско-президентское перемирие (что в контексте текущего момента выглядит ненаучной фантастикой), Виктор Ющенко все равно будет ограничен в своей власти. Ограничен в собственном сознании – ведь отныне над ним Дамокловым мечом всегда будет висеть память о 2 сентября 2008-го.
Надо сказать, что столь небывалый антипрезидентский порыв объединил Верховную Раду впервые за всю историю Украины. Ни Кравчуку, ни Кучме никогда не удавалось вызвать столь единодушное недовольство депутатов. И потому первые осенние дни 2008 смело могут претендовать на звание исторических: именно в эти дни Украина впервые на деле стала парламентско-президентской республикой.
|