Попавшись в ловушку Секретариата президента под названием досрочные выборы, премьер с удивительной ловкостью выбирается из нее. Вероятность проведения выборов 7 декабря сегодня стремится к нулю. Более того, лидер БЮТ укрепила свои позиции. Команда Ющенко пребывает в растерянности – там явно не ожидали от Тимошенко столь неожиданных ходов. Каким же образом леди Ю. удалось так быстро изменить положение дел в свою пользу?
Ответ на этот вопрос очевиден – но лишь для тех, кто знаком с древнекитайским трактатом «36 стратагем», посвященным эффективным уловкам воинского искусства. Стратагема – это ловкий ход, трюк, уловка, позволяющая победить более сильного противника с помощью хитрости и интеллекта. По утверждению китайских теоретиков военной стратегии, это непросто технические приемы. Это принципы, определяющие эффективность поведения человека в определенной ситуации. Разумеется, сами эти принципы не являются исключительной особенностью китайцев и применяются повсюду, как правило, неосознанно. Но именно жители Поднебесной сумели вывести эти принципы на сознательный уровень восприятия и описали их в виде образных выражений, понятных и легко запоминаемых. Именно поэтому анализ любой кампании – военной, избирательной или информационной – очень удобно исследовать с помощью стратагемного анализа.
Эффективность стратагем была доказана не раз, и самый яркий тому пример из недавнего прошлого – это успехи Мао-Цзедуна, завоевавшего власть в Китае «нуля» и победившего всех своих врагов с помощью стратагем. Чего, он, кстати, и не скрывал.
Использование стратагем предполагает нестандартные ходы, выход за рамки традиционного мышления и мировосприятия. Это означает, что человек, использующий стратагемы, обладает особым, радикально отличным от других типом мышления. Поэтому его действия нельзя ни объяснить, ни предсказать с обычной точки зрения. Именно это делает его столь опасным и непредсказуемым для противника. Тот, кто не владеет стратагемным мышлением, просто обречен на проигрыш уже потому, что он не в состоянии понять, что происходит. Даже по прошествии времени он не может уяснить подлинные причины своего поражения, ибо они лежат за рамками стереотипов мышления обычного человека. Яркий пример такой ситуации мы можем наблюдать прямо сейчас: схватку команд Ющенко и Тимошенко. Итак, какие же стратагемы использовала Юлия Тимошенко?
Очевидно, осознав все катастрофические последствия, которыми грозят ей внеочередные выборы, Тимошенко начала активную кампанию по их срыву. Вначале была попытка блокировать работу парламента, но она наверняка была прогнозируема сторонниками Ющенко и не имела серьезных последствий. В этот момент позиции Ющенко были непоколебимо сильны: депутатский бунт беспощадно подавлен, союз БЮТ с Партией Регионов расколот, впереди выборы, несущие неизбежный крах «красносердечников» и триумфальный союз Партии регионов и команды Ющенко. Причем, казалось, Тимошенко бессильна хоть как-то этому помешать.
Как раз для выхода из такой тупиковой ситуации и служат стратагемы. Юлия Владимировна применила их, еще раз успешно доказав вневременную ценность китайской сокровищницы воинского искусства. Для начала она использовала стратагему «осадить Вэй, чтобы спасти Чжао». Суть этой стратагемы заключается в следующем: никогда не следует защищаться от нападения противника – вместо этого нужно атаковать его уязвимые места. Таким образом, он от нападения вынужден будет перейти к защите, а это – первый шаг к его поражению.
Такой болевой точкой в стратегии Ющенко было несовершенство украинской судебной системы. О проблеме патологически гипертрофированной независимости судей говорили уже давно, но власть предержащие не спешили с судебной реформой. Теперь Ющенко пожинает плоды своего бездействия, а армия его юристов впала в ступор. И не удивительно. Ведь они великолепно продумали свою стратегию в рамках существующей системе, и по логике, Тимошенко была обречена на поражение. Действительно, указ Президента о роспуске парламента имеет под собой все необходимые основания и (в отличие от аналогичного указа 2007-го) абсолютно конституционен – это признают даже враги. Не может не понимать этого и сама Тимошенко. Поэтому она и обратилась не в Конституционный суд, а в суд местного значения, обратив себе на пользу недостатки судебной системы.
Под ту же стратагему подпадает и тактика «бютовцев», блокирующих судей и сотрудников ЦИКа. Юридически депутаты не могут запретить судьям принимать выгодные Президенту решения, но, блокируя их кабинеты и отнимая телефоны, они тем самым просто физически не позволяют им выполнять свои функции. Также в этих действиях Тимошенко наблюдается и стратагема «Убить чужим ножом»: она спасает свой блок от опасных выборов руками представителей судейской власти. Особо важно подчеркнуть нестандартность и непредсказуемость действий «красносердечников» – этот фактор очень сильно мешает ее противникам и держит их в постоянно изматывающем нервном напряжении.
Еще две часто используемые Тимошенко стратагемы – «Прятать кинжал за улыбкой» и «Украсить сухое дерево искусственными цветами». Применение первой очевидно – Юлия Владимировна наиболее вдохновенно публично признается в любви и верности Ющенко обычно именно в тот момент, когда БЮТ наносит болезненные удары по его позициям. И призывает к миру и единству во имя народа и победы над кризисом аккурат после того, как нанесла ощутимый урон своему сопернику и тот готовит удар в ответ. Ее призывы к миру – на самом деле военная хитрость. Ведь тот, кто нанесет удар после призыва к миру, будет выглядеть не справедливым мстителем, а злобным агрессором.
Вторая стратагема означает активное использование, скажем мягко, «не совсем правды» для создания у аудитории иллюзорной реальности. Это вообще излюбленная техника премьера, которой она пользуется очень часто и мастерски. В основе стратагемы лежит феномен психики, согласно которому люди действуют, исходя не из реальности, а из своего представления о ней. Если человек воспринимает что-то как реальность, то и будет действовать, исходя из этой несуществующей реальности. Таким образом, в конечном счете, иллюзию можно превратить в реальность. Возможно, более точно суть этой стратагемы, которую смело можно базовой для всего PR, выражает библейское: «Вначале было Слово…».
Вот как это работает на конкретном примере. Представьте себе: Тимошенко по телевидению заявляет, что все миллионы избирателей поддерживают такой-то законопроект. До этого момента большинство избирателей о его существовании вообще не подозревало. Но после выступления премьера мысль о том, что все избиратели этот законопроект поддерживают, осталась в подсознании зрителя. Человеку свойственно отождествлять себя с большинством: раз все поддерживают – значит, и я, миллионы не могут ошибаться. И таким образом то, что вначале было не более чем словами, становится реальностью.
Тимошенко великолепно умеет навязать людям желаемую ей реальность. Она говорит о том, чего хочет, как об уже свершившемся факте, зная, что если аудитория воспримет это именно так, то смирится с этим. Это обычно срабатывает, но не всегда. Самым ярким показателем неудачного использования этой стратагемы стали выборы мэра в Киеве, когда Юлия Владимировна с безаппеляционной убежденностью заявляла о неминуемой победе Александра Турчинова. Ошибка Тимошенко заключалась в том, что называемая ею киевлянам реальность слишком уже кардинально отличалась от действительно существующего положения вещей.Или сама Тимошенко настолько поверила в иллюзию, что не смогла отличить ее от реальности?
Любит использовать Тимошенко и «стратагему Красотки» (ничего личного, именно так ее назвали китайцы) – манипулирование представителями сильного пола с помощью демонстрации черт пола слабого. Но ведь мудрые люди говорят, что слабость – это замаскированная сила, и леди Ю. это доказывала не один раз. «Если командир войска мудр, воздействуй на его чувства», предписывает эта стратагема. И Тимошенко мастерски разыгрывает гендерную карту, безошибочно нажимая на кнопки, запускающие в мужском подсознании нужные ей программы. Этой манипуляции подвержены практически все политики мужского пола – независимо от статуса и ума. Правда, эта линия поведения стала для нее настолько привычной, что вступая в диалог с женщинами-оппонентами, Тимошенко выглядит гораздо слабее: на женщин «стратагема Красотки» в таком виде не действует. В этом легко убедиться, сравнив дебаты Юлии Владимировны с Инной Богословской и Анной Герман с дискуссией с любым из политиков-мужчин. Впрочем, в диалогах с женщинами Тимошенко использует эту стратагему в ее другой разновидности: она подчеркивает свой пол, играя на чувстве женской солидарности, противопоставляя женщин мужчинам. Разумеется, такая тактика эффективна прежде всего для той части слабого пола, у которой не складываются отношения с представителями пола сильного – но ведь таких в стране большинство, а значит, использование стратагемы себя оправдывает.
Анализ стратагемного поведения Тимошенко можно продолжать еще очень долго. Но, на мой взгляд, и этого достаточно, чтобы понять секрет многих побед и кажущейся некоторым людям мистической неуязвимости Тимошенко. Никакой мистики здесь нет, а есть лишь ум, умеющий стратагемно мыслить.
Проблема в том, что стратагемность мышления свойственна очень немногим людям в европейской культуре. Более того, к ней часто относятся негативно, рассматривая ее как антипод честности. А вот на Востоке качества леди Ю. наверняка оценили бы по достоинству. Юлия Тимошенко – это великолепный воин в древневосточном понимании, где хитрость всегда ценилась выше доблести победы в честном бою.
Возможно, именно своим восточными корням Тимошенко обязана оригинальностью своего мировоззрения. Ее украинские оппоненты, далекие от стратагемного мышления и привыкшие к прямоте, иногда граничащей с тупостью, просто зачастую не способны понять подлинный смысл ее слов и поступков. А все, что человеку непонятно, пугает его особенно сильно. Как выразился один известный политик: «Это необъяснимый феномен. Слушаешь ее выступление, понимаешь, что она говорит неправду, но все равно ей веришь!». Да, Юлию Владимировну оппоненты нередко называют лживой и неискренней, но с точки зрения воинского искусства Востока эти качества являются достоинством, а не недостатком и служат предметом похвалы, а не порицания. Как верно заметил Сунь-цзы, «Война- это путь обмана». А сегодняшняя украинская политика – это та же война, только без оружия.
Интересно, что древние китайцы не только не считали хитрость и коварство плохими качествами, а напротив, они называли эти черты «свойствами богов». Потому что человек, обладающий стратагемным мышлением и поведением, всегда побеждает того, кто таковым мышлением не обладает. Достойным соперником для «стратагемщика» может быть только другой «стратагемщик». Давайте вспомним, кого из политиков Тимошенко еще не удалось победить ни разу. Да-да, Владимира Путина, большого доку по части стратагемного мышления. Ибо именно такое мышление в КГБ было в почете и целенаправленно формировалось.
В Украине подобных политиков нет. Единственный, кто может в определенной мере эффективно бороться с Тимошенко – это Виктор Балога, противопоставляющий древнекитайской стратагемности Тимошенко искусство средневековой макиавеллевской хитрости a-la Борджиа. Именно поэтому поединок между премьером и главой СП тянется так долго, и никак не определятся победитель и побежденный. И именно поэтому для всех гурманов военной стратегии сие противостояние выглядит столь интригующе: это нечто вроде вечных поисков ответа на вечный вопрос: «Что сильнее – кунг-фу или каратэ»?
Наличие стратагемного мышления дает Тимошенко колоссальные преимущества – благодаря ему она триумфально шествует вперед, к своим целям, одерживая одну победу за другой. Но лишь потому, что в Украине ей еще не встретился более искушенный противник. Впрочем, и в этом случае древнекитайское искусство может прийти ей на помощь. Стратагема под номером 36 гласит: «Бегство – лучший прием, когда победа противника неизбежна». Причем бегство в древнекитайской трактовке не означает поражения. Это всего лишь уловка, чтобы начать все сначала.
|