Очевидно, что все коммуникативное многообразие человеческих контактов легко классифицировать по пяти первоэлементам. А если потом эту классификацию приложить к принципам взаимодействия первоэлементов, то столь же легко понять, какой стиль общения и поведения лучше всего выбрать в конкретной ситуации. Дабы было понятнее, рассмотрим все это на конкретном примере.
Предположим, что вы сидите у себя на работе и мило беседуете с коллегами на общие темы – этакий дружеский треп ни о чем и обо всем. И вдруг на пороге возникает ваш начальник, и, возмутившись вашим прохладным отношением к работе, немедленно начинает на вас орать или жестко отчитывать. Очевидно, что его позицию можно классифицировать как состояние Металла. Как обычно поступают люди в такой ситуации? Либо пытаются переждать начальницкий гнев, либо сами вспыхивают и пытаются ответить в духе «не смейте на меня кричать!».
Обе позиции крайне губительны и вредны для подчиненного. Потому что в первом случае он остается в состоянии Дерева, а согласно системе взаимоотношений первоэлементов, Дерево питает Огонь (в данном случае – гнев начальника), а Металл (поведение начальника) разрушает Дерево, то есть начальник обязательно будет долбить подчиненного, пока не устанет. А во втором случае подчиненный занял позицию Металл, создав ситуацию жесткого неразрешимого конфликта. А во взаимоотношениях в позиции «металл-металл» побеждает тот, у кого, образно говоря, этот металл крепче. Очевидно, что в данном случае это начальник, а подчиненный уподобляется бойцу, пытающемуся голыми руками поразить танк. Наиболее вероятный исход дела – увольнение подчиненного в самое ближайшее время. Начальство, как известно, всегда найдет к чему придраться.
А теперь представим себе, что подчиненный ушел в позицию Земля, заняв позицию непоколебимой твердости. То есть, он считает гнев начальника несправедливым, но не вступает с ним в конфликт, а держит свою обиду и злость в себе. При этом он считает, что его внутреннее состояние незаметно, но самом деле по его невербальному поведению, мимике и жестам начальник прекрасно понимает и чувствует его состояние – если не на сознательном, так на подсознательном уровне уж точно. Если мы посмотрим на схему, то увидим, что это тоже крайне неудачный выбор поведения – ведь «земля создает металл». Если вы будет так реагировать на гнев начальства, то тем самым будет увеличивать его агрессию и начальник не успокоится, пока вас не «достанет». То есть, чем дольше вы в состоянии Земли, тем злее становится ваш начальник.
Какая же позиция была бы для вас эффективной в данной ситуации? Давайте посмотрим на Огонь. Подходит? Вполне, ибо по схеме Огонь разрушает Металл. На практике переход в позицию Огня может иметь разнообразные проявления. Например, вы можете вспыхнуть и демонстративно обидеться: «Да вы что! Мы тут беспрерывно работаем, посмотрите, сколько мы сделали! Мы целую ночь не спали, чтобы успеть! На перерыв не пошли, решили здесь перекусить, на пять минут оторваться от работы!». Обычно в таких случаях начальнику становиться неудобно от того, что он зря накричал на таких трудолюбивых подчиненных (начальники ведь тоже люди, и никакие психокомплексы им не чужды). Его гнев тут же гаснет. Он бормочет что-то вроде «Ну, ладно, ладно, работайте» и уходит. Важный нюанс – в вашем поведении ни в коем случает не должно быть агрессии или недовольства начальником. Иначе вы перейдете в позицию Металла – со всеми вышеописанными нехорошими последствиями.
А что у нас начет позиции Вода? Вода вообще не взаимодействует с Металлом, и уход в позицию Воды – это уход от конфликта вообще и создание нового контекста взаимоотношений. Металл никак не взаимодействует с Водой. А значит, вы становитесь неуязвимыми для начальницкого гнева. А в жизни это выглядит так: вы смотрите на кричащего начальника и понимаете, что кричит он на вас совсем не потому, что вас не любит или он тиран, которому нравится видеть в своих подчиненных рабов. Вы не думаете о том, справедлив его гнев или нет. Вы понимаете, что если человек кричит и проявляет агрессию, то это значит только одно: на душе у него очень плохо. Может, его отругало вышестоящее начальство, может, нелады в семье. И вы проникаетесь сочувствием и состраданием к этому человеку и думаете, как бы вы могли ему помочь, улучшить его настроение. И излучает это сострадание всем своим существом. И в этом состоянии искреннего желания помочь говорите что-нибудь вроде: «Иван Иванович, может вам чаю сделать?». И гнев начальника не просто испаряется – между вами складываются особые близкие душевные отношения. Ибо каждый человек больше всего хочет в этой жизни понимания и любви.
Понятное дело, что эта схема эффективна не только в отношениях «подчиненный – начальник», но и в любых других. Если выступающий на митинге политик будет отвечать на злобные выкрики из толпы с такой же злобой (то есть, создастся ситуация «металл-металл»), то он потеряет значительную часть электората. Еще один пример из той же области – иски политиков или крупных бизнес-компаний к журналистам. Очевидно, что польза от этого мизерная, больших денег с редакции или журналиста не скачаешь. Зато связанный с судебным процессом скандал широко освещается, к нему приковано массовое внимание аудитории. И, как неопровержимо свидетельствуют научные исследования, даже если суд примет решение в пользу истца, а СМИ опубликует опровержение, то проигравшим будет все-таки…истец.
Ибо массовая аудитория формирует свое мнение по принципу «дыма без огня не бывает». Раз политик и фирма в чем-то обвинялись – значит, что-то там нечисто. И поэтому я лучше проголосую за другого политика или обращусь к услугам другой фирмы. Плюс к тому в лице журналистов наживают себе серьезного врага, который отомстит при удачной возможности (а такая возможность обязательно представится). Но многие политики и бизнесмены (или сотрудники их PR-служб), увы, никак не могут понять этого элементарного принципа, предпочитая выяснять отношения с журналистами в позиции «металл-металл», жертвуя своей репутацией, доходами и прочими ресурсами. Немногие разумные лидеры (к счастью, есть в нашей стране и такие) занимают позицию Вода – выходят за рамки конфликта, интересуются потребностями СМИ и устанавливают с ними взаимовыгодные (или, если называть вещи своими именами, взаимозависимые) отношения. В этом случае, в отличие от победы в суде, они по-настоящему выигрывают. Но, к сожалению, неэффективная схема отношений «металл–металл» у нас процветает везде – от парламента до «ячейки общества».
Сколько семейных конфликтов, скольких разводов, скольких поломанных судеб и трагедий можно было бы избежать, если бы в своей личной жизни люди пользовались наработками древних китайцев! Вспомним, с чего начинается семейный конфликт – с того, что один супруг выражает недовольство другим. Возьмем классическую ситуацию – жена упрекает мужа: «Я столько делаю, работаю не покладая рук, а ты целыми днями валяешься на диване и смотришь телевизор!». Муж не находит ничего лучшего как кричать в ответ: «Я приношу в семью деньги, я упахиваюсь на работе, а ты на меня кричишь!». Позиция «металл–металл». Эскалация конфликта. А если бы в ответ на упрек жены он перешел в позицию Воды и сказал нечто вроде: «Я так ценю то, что ты делаешь! Без твоей помощи я никогда не смог бы достичь того, что имею! Я вообще так счастлив, что ты у меня есть!». Конфликты по поводу «валяния у телевизора» прекратились бы (причем надолго, если не навсегда), все были бы счастливы и радостны…
«Китайская грамота» психологии
Впрочем, семья – это личное дело каждого. Но вот колоссальные успехи Китая и его влиятельность на международной арене во многом обусловлены именно этим, даосским подходом к своим партнерам по переговорам. Те, кому довелось хоть раз побывать на переговорах с китайцами, хорошо знают, что китайцы, как и японцы, в отличие от американцев и европейцев, никогда не демонстрируют свою «крутизну». Наоборот, они всячески стремятся подчеркнуть свое уважение к партнеру, всячески поощряя его к проявлению «крутости». Почему они так поступают? Китайцы занимают позицию Воды, чтобы проникнуть во внутренний мир партнера, понять его боли и потребности – и использовать их в своих интересах на переговорах. Впрочем, семья – это личное дело каждого. Но вот колоссальные успехи Китая и его влиятельность на международной арене во многом обусловлены именно этим, даосским подходом к своим партнерам по переговорам. Те, кому довелось хоть раз побывать на переговорах с китайцами, хорошо знают, что китайцы, как и японцы, в отличие от американцев и европейцев, никогда не демонстрируют свою «крутизну». Наоборот, они всячески стремятся подчеркнуть свое уважение к партнеру, всячески поощряя его к проявлению «крутости». Почему они так поступают? Китайцы занимают позицию Воды, чтобы проникнуть во внутренний мир партнера, понять его боли и потребности – и использовать их в своих интересах на переговорах.
А теперь самое время вспомнить о несчастных американских военнопленных, за несколько дней превратившихся из ярых сторонников капитализма в пожизненных адептов Мао Цзе Дуна.
Опираясь на систему первоэлементов, легко объяснить успех китайских пропагандистов. Обычно мужественные военнопленные по отношению к своим врагам занимают позицию «Металл»: вам меня не сломить. Враги занимают ту же позицию: все равно мы тебя сломим! Результат плачевный для обеих сторон. Так можно вытрясти из человека (да и то не из каждого) разовую информацию – и не более того. Яркий пример неэффективности стратегии «металл-металл» в работе правоохранительных органов – это признания вины, полученные в результате грубого психологического или физического давления: в зале суда обвиняемые тут же отказываются от своих показания, заявляя, что они сделали это под пытками. А уж завербованный таким образом агент будет ждать любого случая, чтобы предать и отомстить. Словом, перефразируя мудрого Карнеги, «друзей и сторонников так не приобретают».
И потому китайцы сделали следующее. Они не мучили и не пытали пленников, не допрашивали их с пристрастием. Они просто предлагали им… писать. Они проводили политзанятия, и каждый военнопленный должен был написать вопрос – а затем дать прокоммунистический ответ на него. В лагерях проводились конкурсы на лучший политический очерк, победителям которых выдавались дополнительные фрукты или сигареты. А еще китайцы допустили «утечку информации» – среди военнопленных распространили слухи, что китайская цензура попускает только те письма военнопленных на родину, где содержаться похвалы в адрес китайского коммунизма. Естественно, пленные, жаждущие послать весточку своим родственникам, стали осмотрительно вписывать дифирамбы коммунизму в свои письма. Они, бедняги, не знали, что в человеке есть способность оправдывать свои действия, особенно запечатленные на бумаге. Западные психологи назвали этот феномен «принципом обязательства». То есть человеку свойственно строить свое поведение согласно тому, что он декларирует о себе. И вот практически незаметно для себя американские пленники превращались в ярых марксистов.
Если посмотреть на происходящее в контексте концепции У-син, то становится очевидно, что китайские пропагандисты вместо привычной для войны техники давления по принципу «металл – металл» заняли позицию Воды. И, капля за каплей, промыли мозги солдатам дяди Сэма.
(Продолжение. Начало см. Вербуй меня по-китайски!)
Отзывы, комментарии и просто мысли по поводу просим оставлять на нашем форуме.
|