21 сентября 2013
6:00:21
Эротиче­ская вербовка на сленге спецслужб - «секс-мероприятие» или «медовая ловушка»...
Итальянские ловушки для доверчивых туристов
Собираетесь на отдых в Турцию? Тогда эта статья для вас!
Заклинание змей – это особый дар, родовая особенность, которая передается по наследству
• Родители не обязаны сдавать деньги в школу
• Журналисты и «силовики»: враги или партнеры?
• ...И пусть боятся бандиты! - 4
• Вербуй меня по-китайски!
Главная
Национальная безопасность
Правовая безопасность
Психологическая безопасность
Личная безопасность
Юридическая консультация
История преступлений
Тренинги
Консалтинговое бюро
Что такое САН?
О нас
О нас

Мы отступим от традиций и не станем рассказывать здесь о своих грамотах, дипломах и регалиях. Потому что компетентность в такой сфере как безопасность может быть подтверждена лишь одним – практикой. И наверняка вас больше всего интересует, почему два профессиональных журналиста решили обучать других искусству  безопасности?

О том, что журналистика – профессия повышенного риска, знают все.  Но мало кто догадывается насколько. Офицер милиции или органов госбезопасности постоянно рискует, но этот риск предсказуем: он знает перечень опасностей, которые могут подстерегать его во время исполнения обязанностей. И он постоянно обучается тому, как справляться с этими опасностями – в вузе, академии, от старших наставников…

Риски, с которыми сталкивается журналист, разноплановы и непредсказуемы. Журналист никогда не знает, что ожидает его в следующий момент. Это обусловлено спецификой самой профессии: сегодня ты работаешь над политическим расследованием, а завтра вдруг оказываешься в «горячей точке» за тысячи километров от дома. Иногда разительные по своей контрастности перемены могут  происходить в течение одного дня. Утром ты берешь интервью у министра или бизнесмена в роскошном офисе, а вечером едешь освещать захват милицией какого-нибудь притона. И для некоторых это скорее не исключение, а норма жизни.

Сотрудник органов правопорядка может рассчитывать на силовое прикрытие со стороны своей структуры и личное оружие. Журналист – только на себя. Таким образом, забота о собственной безопасности  для журналиста постепенно становится столь же естественным явлением, как ежеутренняя чистка зубов. Журналистика требует навыков быстрой адаптации к любой ситуации – будь-то почти пустая ночная электрички с подозрительными типами (для одного из нас это была электричкав Германии с группой  бритоголовых неформалов)  до дипломатического приема, где, поверьте, есть свои источники риска. Неудивительно, что журналисту постоянно приходится учиться различным аспектам безопасности всю жизнь.

Во всяком случае, так было у нас. На заре журналисткой юности, которая пришлась на разгул преступности и правового беспредела 90-х, пришлось обучаться самым различным навыкам безопасности. И элементарным – вроде того, как добраться до дома целым и невредимым ночью в криминогенном районе. И специфическим – как, следуя советам сотрудников милиции, обнаруживать потенциальную слежку (это случилось после того, как представителям криминальной  группировки не понравилась одна из публикаций). Позже оказалось, что эти навыки универсальны и эффективно работают практически в любой точке мира – от Нью-Йорка до Бангкока.

Потом были годы интереснейшей работы в политической и международной журналистике – и здесь нам пришлось на собственном опыте постигать те аспекты белых и черных PR-технологий, о которых и по сей день избегают писать в книгах из-за их колоссальной  эффективности. Работа с политиками не только позволила понять, как устроен мир власти, но и дала очень много ценных практических  навыков: например, способность быстро обнаруживать ложь и выявлять правду. Во время информационных войн мы на практике учились тому, как разрушать и созидать с помощью слова.

Работа в качестве политических консультантов позволяла заглянуть в политическое закулисье и обогатиться знаниями, недоступными для широких масс. Мы консультировали многих «жителей» политического Олимпа. Но с точки зрения познания секретов безопасности настоящим подарком стала работа советниками у кандидата в Президенты Украины, бывшего премьер-министра и первого главы СБУ Евгения Марчука. Эта работа познакомила нас с уникальными профессионалами в сфере безопасности и позволила многому у них научиться.

Чем больше мы узнавали, тем яснее приходило осознание того, что главный аспект безопасности заключается не во внешних  факторах, а внутри человека. Человек с пистолетом, но не закаленный психологически, имеет меньше шансов на выживание, чем безоружный, но прошедший психологическую подготовку. Самое главное – способность в экстремальной ситуации сохранять  способность трезво мыслить и адекватно оценивать происходящее, что позволяет принимать правильные действия.

Как этого добиться? Сама по себе работа журналиста дает массу возможностей натренировать свою психику, развить самоконтроль  эмоций. В итоге, например, полет над вертолете над территорией, еще не остывшей от войны, воспринимается не как стресс, а как будничная  работа. И даже когда на Черном континенте вы внезапно обнаруживаете, что по вашему телу бегает красный огонек лазерного прицела неизвестно где притаившегося снайпера, то не падаете в обморок. А кража всех вещей и загранпаспорта за полчаса до вылета из чужой страны на родину не приводит к нервному срыву.  

Отсюда вытекает закономерный вывод: для обретения безопасности человек прежде всего должен научиться управлять своей психикой, защищая ее от воздействия других. Поэтому 10 лет работы Сергея Нестеренко в журнале МВД «Человек и закон» были посвящены психологической безопасности: исследованиям технологий влияния – от разнообразных манипуляций массовым сознанием вроде рекламы и политических митингов до индивидуальных случаев вроде приемов мошенничества и цыганского гипноза. Многие из способов защиты от них вы найдете в статьях на этом сайте.

Понимание сути этих процессов в 2004-м позволило нам понять, что в действительности происходит под брэндом «Оранжевая революция» и спрогнозировать дальнейшее развитие событий. А тем, кто обратился к нам за советом – обеспечить свою безопасность в эти смутные времена, сохранив и жизнь, и честь, и имущество.

Очень важно, что журналист имеет возможность не просто пользоваться навыками, а анализировать и моделировать их – так, чтобы им могли научиться другие. Именно этим мы и намерены заняться – и в публикациях на сайте «БиЗ», и на наших семинарах и тренингах. Помимо собственных материалов мы также предложим вам комментарии экспертов, доказавших свою компетентность в различных сферах безопасности – таких, например, как члены нашего редакционного совета.

Таким образом, мы выкристаллизуем обретенные за время работы  навыки в единую систему. Ее мы изложим в книге, над которой работаем по мере возможностей и времени.

Эту систему мы неоднократно проверяли самым надежным образом – на себе. И убеждались в ее работоспособности – не только в Украине, но и по всему миру: на опасных улицах ночного Нью-Йорка, во время нападения китайских бродяг в Шанхае, при встречах с мошенниками в Турции и Таиланде. Она оказалась эффективной не только в случае угроз со стороны двуногих хищников, но и в совершенно экзотических ситуациях – например, когда глубине двенадцати метров отказал акваланг. Или при неожиданной встрече «лицом к морде» с ядовитой обитательницей южных морей – муреной. Но эффективна система и в гораздо более простых будничных ситуациях, с которыми встречается каждый: конфликты на работе, гнев начальства, стрессы и болезни.  Словом, помогает сохранять достоинство, здоровье и нервы. И жить спокойной жизнью, уметь получать от нее удовольствие даже в наши неспокойные времена.

Некоторые люди предпочитают не думать о потенциальных угрозах.  Это не их вина – от природы человек устроен так, что стремится  избежать боли и получить удовольствие. Именно поэтому он зачастую ведет себя с непростительной беспечностью, считая что у ж с ним-то ничего плохого произойти не может. Хорошая новость в том, что трагедии действительно происходят не так уж часто. Плохая – в том, что одного раза более чем достаточно. Экстремальная ситуация всегда обрушивается внезапно, а во время шторма поздно учиться плавать. И если человек оказывается не готов, то  неизбежно теряет – иногда деньги, иногда здоровье, а иногда, увы,  жизнь.

Что же делать? Ответ на этот вопрос много веков назад дал древнекитайский стратег Сунь-цзы: «Мудрый никогда не размышляет о том, нападет на него враг или нет. Он думает о том, чем он врага встретит».

Для того, чтобы вы лучше знали, чем встретить и победить ваших врагов – в самом широком смысле этого слова, – мы и создали  «Безопасность и закон».