В этом году в Украине впервые вступительная кампания в вузы полностью проходила по результатам единого государственного тестирования. Абитуриенты экзамены уже сдали. Все вузы обзавелись первокурсниками и могут сделать первые выводы по поводу нововведений. Что улучшилось, а что, наоборот, следует учесть, исправить на следующий год – мы решили выяснить у руководителей крупнейших вузов Украины. Серию статей о плюсах и минусах новой вступительной системы начинаем с интервью с первым проректором по научной работе НТУ КПИ, профессором Юрием Ивановичем Якименко.
- Какой проходной балл был в вашем вузе?
- КПИ - вуз большой, прием мы проводили по 20 направлениям. Если говорить о диапазоне проходных баллов, то у нас был от 550 - максимальный (на факультете информатики и вычислительной техники, прикладной математики, менеджмента и маркетинга), минимальный балл – 450 (на сварочном, машиностроительном, инженерно-физическом факультетах).
- Льготников принимали по определенной системе?
- Тем, кто пользовался льготами по закону, достаточно было иметь сертификаты с баллом 124, и они поступали. Наш университет – единственный среди технических вузов, который требовал обязательно не два, а три сертификата. На все инженерные факультеты необходимо было иметь сертификаты по украинскому языку и литературе, математике и физике. В других вузах такого не было - там только сдавали математику или физику на выбор.
- У льготников был достаточно низкий проходной балл. Не будет ли это сказываться на качестве образования?
- Если украинский язык и литературу сдавали около 420 тысяч выпускников школ, то физику - менее 30 тысяч. То есть, физику и математику сдавали только те ребята, кто целевым образом был настроен на КПИ и шел на инженерные специальности. В этой категории льготников было не много, потому что сдавать лишний тест те, кто хотел пройти только на основании своих прав, не хотели. Они могли это сделать и с двумя результатами, но в другие вузы.
Третий тест – в нашем вузе был обязателен для всех. Даже для льготников. Что и уменьшило число желающих поступать.
- Не означает ли низкий проходной балл у льготников то, что качество выпускников будет ниже обычного?
- Есть определенный риск, но скорее на таких факультетах как менеджмента и маркетинга, на других гуманитарных, где не надо было сдавать физику с математикой. Там число льготников было достаточно большое. К сожалению, тут ситуация такая, что все равно мы обязаны принимать по правилам, что мы и делали. Льготников мы приняли, но дальше все зависит от них, потому что никаких льгот во время обучения здесь нет. К сожалению, учиться в КПИ трудно. По статистике, каждый семестр мы отчисляем более тысячи студентов за неуспеваемость. Для нас важна марка нашего диплома КПИ, 110-летие которого мы в этом году отмечаем. У нас высокая репутация и мы ни в коей мере не намерены снижать планку.
- В этом году впервые было проведено государственное тестирование. Устраивали ли вас критерии отбора, которые существовали?
- Трудно сказать об этом сейчас, это будет понятно только тогда, когда увидим результаты обучения. У нас система входного тестирования существует уже восемь лет. Когда только начинали внедрение государственной оценки знаний, то опыт нашего центра тестирования во многом был использован. Наша задача была провести объективный срез знаний в своем центре. Мы это делали в прошлом году даже по четырем дисциплинам: математике, физике, украинскому и иностранному языкам. Но в этом году мы сохранили только три теста, потому что, к сожалению, иностранный язык для всех специальностей нам не позволяли провести новые правила. Но, тем не менее, мы сохранили эти достаточно жесткие требования, применяя государственное тестирование. И если эта объективная оценка знаний даст позитивный результат, на что мы надеемся, то качественное образование будет обеспечено.
- Какие уроки вы извлекли из этой экзаменационной кампании? С какими проблемами столкнулись?
- Повторяю, результаты будут, когда абитуриенты начнут учиться. Для технических вузов проблема абитуриентов - комплексная. В ней есть три составляющие. Во-первых, объективная оценка, срез знаний. Мы проводили ее своем центре тестирования, сейчас – в государственном. Лучше чем тестирование, при всех его недостатках, еще никто ничего не придумал.
Во-вторых, это равный доступ к образованию. Поскольку есть разные школы и не все абитуриенты могут реализовать свои возможности. Мы с эти сталкивались. В рамках нашего университета существует программа «Майбутнє України» - программа поиска одаренной молодежи, система доуниверситетской подготовки. По ней у нас до 10 тысяч абитуриентов, школьников проходили обучение информатике, математике, физике. Таким образом, они могли подтянуть свои знания, если в школе их было недостаточно. Все это делалось для того, чтобы абитуриенты отвечали требованиям КПИ, так как, повторяю, учиться у нас трудно. Сейчас эта задача – подготовки сильных абитуриентов - должна решаться на уровне школы. Когда это будет сделано, то наша система будет не нужна. Но пока эта проблема существует.
Третья проблема для технического вуза – это найти своего абитуриента. Конъюнктура рынка такая, что агитировать за инженерные профессии могут только сами вузы. В основном, школьники идут на юристов, финансистов, экономистов. Наша программа поиска своего абитуриента ориентирована на своего студента. Это целая система - мы привлекаем победителей международных и республиканских олимпиад, проводим творческие конкурсы, выставки технического творчества, различные кружки. Таким образом, мы ищем эту молодежь. У нас много победителей мировых олимпиад по математике, они появились у нас только потому, что мы находили таких талантливых абитуриентов. Система тестирования есть, но это только первый шаг. Ее надо совершенствовать для того, чтобы искать пути поиска талантливой молодежи, кроме формального среза знаний. Если говорить об опыте зарубежных стран, то там эти схемы еще более сложные.
- Будет ли улучшено качество образования в связи с новой системой приема абитуриентов в вузы?
- Трудно сказать. Больше, чем вуз, никто не заинтересован в качестве абитуриента. Мы дорожим своим дипломом. Качество образования нас очень волнует, особенно если учесть включение Украины в болонский процесс. Для качества образования один из компонентов – это качество абитуриентов.
- Помогает ли новая экзаменационная кампания в борьбе с коррупцией?
- Не знаю. Может, в конъюнктурных вузах и есть эта проблема. В тех вузах, где существовали какие-то обходные маневры и где поступали не по результатам объективных тестов. Тестирование должно это исправить... Для технических вузов это не актуально. В КПИ проблемы коррупции нет. Потому что мы не имеем даже теоретической заинтересованности взять слабого абитуриента. Он все равно вылетит через семестр, если не будет учиться. Все абитуриенты об этом знают. Поэтому слабые к нам не идут ни прямым, ни окольным путем. Каждую сессию мы отчисляем от тысячи до полторы тысячи студентов, даже тех, кто поступал по тестам. Поэтому слабый абитуриент заранее обречен в нашем вузе. Мы заинтересованы в системе, которая бы искала сильного, своего, абитуриента, который не боится учиться тяжелой работе сложных наук. Нас пугали, что из-за высоких требований у нас уменьшится количество абитуриентов по сравнению с другими вузами, где требуют только 2 сертификата, а мы три. Но опыт этого года показал, что имидж университета работает так, что мы не испытываем недостатка в абитуриентах. Несмотря на наши высокие требования.
- Каков ваш прогноз на следующий год? Какие плюсы и минусы можно учесть при подготовке?
- Сейчас правила приема формируются, и некоторые вещи будут учтены. Например, вузам дается возможность установить минимальный бал по каждой дисциплине. Даже для льготников от нас может быть установлен бал не ниже 150.
Хотелось бы, чтобы учли и сочетание системы общего среза знаний и поиска своего абитуриента. Для технического вуза при отсутствии системы доуниверситетской подготовки, которая существовала до сих пор, найти своего абитуриента - очень тяжело. У нас все были зачислены по сертификатам. Из 100 процентов только 5,5% льготников. Если мы посчитаем, сколько из поступивших учились у нас по системе доуниверситетской подготовки, то окажется, что их число более 70 процентов. Независимо от того, где проходило тестирование (в нашем центре или где-то), но те, кто был настроен на КПИ, поступил с лучшими результатами в сертификатах.
- Соответствуют ли знания абитуриентов их сертификатам?
- Каким образом соответствуют знания абитуриентов тем оценкам, которые у них в сертификатах, мы сможем увидеть только на занятиях. Поэтому такой анализ можно будет провести после первой сессии, или лучше первого курса. Тогда можно будет сказать, как уровень знаний здесь в вузе отвечает оценке на сертификате. Будет надеяться, что отвечает. Например, решением нашей приемной комиссии было - всех тех, кто имел по нашим профилирующим предметам (математике и физике) как мы считаем выдающиеся результаты (бал по сертификату выше 190-200), мы их сразу рекомендовали к зачислению. Мы считаем, что таким образом мы находим своих абитуриентов.
- Какие специальности в КПИ пользовались наибольшей популярностью в этом году, какие - меньшей?
- Самые востребованные - информатика, телекоммуникации, электроника. Менее популярны те специальности, которые нужны обществу, но очень тяжелые. Связаны они с металлургией, электростанциями (тепловыми, атомными, электрическими), с механикой, с химией. Там конкурс был ниже, но важно, что у нас не было ни единой специальности, где конкурс отсутствовал бы.
|