- Чтобы не тратить время водителей и свое, напишите табличку с местом назначения.
- Всегда смотрите, кто сидит за рулем автомобиля. Если не уверены в водителе — лучше не садитесь в машину.
- Багаж держите при себе, в салоне автомобиля. В этом случае вы точно не забудете его в багажнике, и из него ничего не пропадет.
Автостопщики тоже дают свои советы путешественникам. По словам Ольги Чепиль, на европейских дорогах главное знать языки. «Ехал друг с Парижа, рассказывал: остановил машину, водителю надо было заехать на вокзал и встретить сына. Ну, все вместе его и встречали. Обнимались- целовались. Сын никак не мог понять, кто его окружает…»
Из основных правил автостопщика Мирослав Ганущак называет умение занимать места: «Например, если на дороге стоит несколько автостопщиков. Кто-то раньше пришел, значит, ты должен стать дальше - места занимать надо. Ведь машина увидит первого.»
А еще парень советует не тормозить машину на мосту. «Никто не рискнет остановиться, поскольку это аварийная ситуация. Лучше всего тормозить за городом, где окружные дороги. На карте нарисованы дороги разными цветами, на желтых автострадах - больших дорогах легче поймать машину, там больше транспорта».
Некоторые автостопщики даже издают свои правила (как правильно держать руку, ладонь, улыбаться или нет). Ведь водители разговаривают жестами, показывая, куда именно они едут. Например, если рука в сторону, значит – поворачивает, если делает рукой круг – значит недалеко едет.
Мирослав называет украинские трассы, на которых легко или тяжело ездить автостопом. «Со Львова до Киева очень легко доехать. 6 часов, даже быстрее, чем автобусом. Золотой край для автостопщиков - это Закарпатье. А вот в Крыму автомобили редко останавливаются. Если и тормозят, то местные. И подвозят они на короткие расстояния. К тому же, часто денег хотят».
Бывалый автостопщик советует и заранее продумывать маршрут. «Если есть время для путешествия автостопом, прикидываются основные точки, куда бы хотелось поехать, - говорит Мирослав. - А как мы до них добраться - не важно. Не стоит быть привязанным по времени. Например, с другом я когда-то ехал из Кривого рога в Днепропетровск или Донецк. А подвернулся водитель, который едет в Харьков. Ну, мы быстренько передумали. А какая разница? Потом из Харькова поехали в Донецк».
И последнее – желательно не путешествовать ночью. Во-первых, опасно стоять на трассе. Во-вторых, водители бояться останавливаться. В-третьих, можно вообще никуда не уехать или нарваться на неприятности. «Мы в такое время ехали только один раз, - рассказывает путешественник Мирослав.- Ночью очень тяжело словить машину - 5 часов провели на трассе. Возле шоссе строилась заправка, там был охранник. Он так проникся тем, как мы безуспешно ловим авто. Напоил нас чаем, кофе. Еще и таблички нам нарисовал, где написал «Львов». Жалел нас, подкармливал. Взял еще и наши телефоны мобильные, когда мы уезжали, чтоб перезвонить».
Что необходимо брать с собой в дорогу
В любом путешествии могут проявиться самые разные форс-мажорные ситуации, а уж в процессе автостопа тем более, невозможно обойтись без некоторых предметов. Мирослав всегда с собой берет небольшой рюкзак. В нем – карта, аптечкаи вещей по минимуму. «Водителей большие сумки отпугивают, - говорит автостопщик. - Если вы с большим багажом - лучше не рисковать, чтобы ни у кого не спровоцировать желание проверить, а что же там лежит». Для Ольги Чепиль главным предметом оказался ее фотоаппарат. Благодаря которому, кстати, мы имеем и фото для статьи.
Чтобы обезопасить себя в дороге, следует обладать навыками оказания доврачебной помощи пострадавшему и походной аптечки. Ведь не всегда есть возможность немедленной госпитализации. Поэтому, складывая походный рюкзак, не забудьте заранее запастись необходимыми медикаментами и приспособлениями.
Обязательно захватите вату и бинт, поскольку большинство травм требуют надежной фиксации поврежденных конечностей. Позаботьтесь о наличии в походной аптечке обеззараживающих и бактерицидных средств: лейкопластыря, йода, перекиси. Они вам пригодятся даже в случае обыкновенных царапин и ссадин: в условиях дорожной пыли и невозможности быстро и качественно промыть порез даже самая маленькая ранка может привести к заражению крови. Абсолютно необходимыми в дороге будут так же обезболивающие и абсорбирующие препараты (активированный уголь и т.п.). Если вы сами подвержены перепадам давления, положите в аптечку соответствующие лекарства, не исключено, что пригодятся не только вам, но и вашему спутнику.
Кроме всего перечисленного, в дороге пригодятся элементарные знания народной медицины. Ведь неприятности и травмы часто случаются в чистом поле или темном лесу. Так что кроме походной аптечки для оказания первой помощи сгодятся и подручные природные средства. Так, при переломах поврежденные конечности обездвиживаем, приматывая их к более-менее ровной ветке, а безобидные ушибы перестанут беспокоить быстрее, если под тугую повязку примотать лист подорожника, если уж в аптечке не нашлось обезболивающей мази.
В общем, главное не растеряться в экстренной ситуации. Полнейшая собранность и внимательность не только избавят вас и окружающих от ненужной паники, но и вполне могут спасти чью-то жизнь.
Знаки драйверов
Один из важнейших навыков на трассе – умение быстро реагировать на происходящее, в том числе и на то, что пытается донести до вас проезжающий мимо драйвер. Вообще, перед началом путешествия не плохо бы ознакомиться как с автомобильными знаками отличия, так и с элементами языка жестов. Возьмите с собой памятку или постарайтесь запомнить хотя бы несколько цифр, обозначающих регион на номерах средства передвижения. Возможно, это поможет вам лучше сориентироваться в его маршруте или установить более теплые отношения с водителем.
По личным впечатлениям Мирослав судит, как водители реагируют на автостопщиков. «В основном, все в порядке. Мы же им помогаем, чтобы в дороге не заснули – развлекаем, или просто дорогу показываем. В друзья никому не набиваюсь и контактов не оставляю. Женщины практически не останавливаются. За 5 лет путешествий девушки подвозили меня дважды, но очень на маленькое расстояние. Чаще всего останавливаются фуры, бывает – иностранные авто. Поляки часто. Однажды остановился турок: язык не знает, ездит как камикадзе. С ним было реально страшно. Он с трудом развернулся на кольце и вылетел почти на встречную полосу. Надо было видеть глаза водителя встречной машины. Я был тоже в шоке!»
Что же касается непосредственно сигнальных жестов, которые могут показывать вам драйверы, то тут все зависит от вашей способности логически мыслить и быстро соображать. Как правило, водители делятся на несколько категорий: те, кто не остановится и не испытает вообще никаких неприятных ощущений, те, кто не подвезет, но при этом будет испытывать муки совести, и, наконец, те, кто совсем не против попутчика. Для первой категории характерно каменно-сосредоточенное выражение лица, ясно дающее понять, что человек просто не заметил голосующего на трассе.
Второй тип драйверов более интересный и общительный. Они обязательно заметят вас, но при этом всеми доступными жестами постараются рассказать, почему проезжают мимо. Вам от этого знания пользы никакой, а вот водитель будет считать свою совесть полностью очищенной, ибо сумел найти достойное оправдание. Чаще всего это выражается жестом, который можно интерпретировать, как «забит под завязку, хочешь – лезь на крышу». А поскольку ехать на крыше мало кому захочется, то и останавливаться незачем.
Что касается третьей разновидности драйверов, то это люди общительные, заскучавшие в дороге, а потому им в радость поболтать с попутчиком, потравить байки, да и на ночлег где-нибудь в чистом поле останавливаться вдвоем гораздо безопасней. Но и такие автомобилисты тоже бывают разными, за их мимикой и жестами тоже стоит понаблюдать. Например, кое-кто вовсе не против вас подвезти, но при этом издалека уже честно предупреждает, тыкая пальцем вниз, что едет недалеко, или характерным жестом дает понять, что скоро сворачивает с этой трассы. Если вас это устроит, постарайтесь успеть правильно среагировать, пока машина не пронеслась мимо.
Автостоп как стиль жизни
Как правило, автостопщики – люди вполне адекватные и не склонные впадать в панику и шарахаться от любой тени, если уж пришлось заночевать в лесу. Но этот рационализм и реализм как-то странно сочетаются с наличием у каждого собственных дорожных примет и суеверий. Кто-то принципиально начинает поездку с определенной марки авто, или ни в коем случае не желает ехать последние несколько километров бесплатно.
Мирослав Ганущак признается, что получает удовольствие от путешествий автостопом: «Это свобода. Никаких маршрутов. Просто общение, миллионы красивых мест по пути. Где захотел, вышел, погулял. Новая машина, снова дорога. Я маньяк в этом деле. Помимо того, что путешествовать автостопом комфортно, это еще и весело!» Однако парень признает, что может перестать ездить, как только приобретет свой автомобиль.
«Хотя, это не факт,- смеется он.- У меня многие друзья, даже имея свои автомобили, любят путешествовать автостопом. Например, из Киева в Одессу часто ездят. Просто для удовольствия, а не потому, что денег не хватает. Машину оставляют в гараже».
Оля Чепиль после первой поездки поверила в собственные силы и не испугало даже удивление друзей на такой вид путешествий. «Я после этой поездки вообще ничего не боюсь, - говорит девушка.- Реально, стоят люди на остановке, маршрутки мимо проезжают. Подхожу, говорю: люди вы чего стоите? Поднимаю руку, в течение минуты останавливается машина. И я еду автостопом, без денег!!! И с комфортом!»
|