Продавщица одну за другой надевает на вас куртки и дубленки, внимательно отслеживая вашу реакцию. Каждая одежка сопровождается комментарием типа: «Это очень модная модель фирмы такой-то. Пощупайте, какое качество кожи, какая выделка!». Вы щупаете и еще не уснувшим краем сознания отмечаете, что выделка-то как раз и не очень, и шов неровный, и карманы разной глубины... Да и модель примитивная.
К тому же, мелькает мысль: ведь вы на фабрике, которая сама шьет изделия, а значит, марка известной фирмы – просто подделка. Однако вы уже усвоили, что продавщице можно доверять. И раз она говорит, что вещь хорошая, следовательно, так оно и есть. А возразить, значит, обидеть эту милую женщину. Вы, как человек порядочный, не можете так поступить. И вот наступает переломный момент, когда вы понимаете, что не можете уйти отсюда без покупки и сами не знаете, почему – по какой-то неведомой причине просто должны и все. Это и есть закономерный результат изнасилования вашего подсознания с помощью изощренных психотехник.
На случай, если покупатель попался трудный и прямо заявляет, что вещь ему не нравится, у продавцов есть в запасе великолепные технологии, именуемые в кругу посвященных «нейтрализация возражений клиента». Итак, если вы скажете, что товар вам не нравится, с вами никто не будет спорить – упаси Бог! Спорят только дураки и психологически неграмотные люди. А профессионалы знают: клиент всегда прав, с ним надо соглашаться. Продавцы настолько внимательны к реакциям клиента, что иногда он и рта не успевает раскрыть, как продавщица с криком: «Да, конечно, это вам не идет! Я поняла ваш стиль!», – подсовывает другую вещь. В конце концов, на фоне всех остальных курток и дубленок что-то клиенту нравится больше остальных. Продавщица тут же фиксирует этот факт и говорит: «Все, что вам нравится, откладывайте, а потом выберем самое лучшее. Таким образом, покупатель снова косвенно программируется – хоть что-нибудь он обязательно должен купить.
Если же вы опрометчиво показали или даже прямо сказали (какая неосмотрительность!), что вам нравится определенная вещь, в ход тут же идет тяжелая артиллерия: «У вас очень хороший вкус. Но я должна сразу же откровенно вам сказать – эта вещь очень дорогая, стоит две тысячи долларов». Правда, при грамотном подходе к процессу торговли она с радостью отдаст вам ее за четыреста. То есть, если учесть, что хозяину фабрики нужна прибыль, а продавщице достанутся проценты – реальная цена вещи долларов 200-250. Но люди с грамотным подходом попадаются редко, а потому фабрики имеют суперприбыль – исключительно за счет манипуляций с психикой клиента. И потому такой бизнес нельзя считать честным.
Разумеется, продавец никогда не скажет, что высокая стоимость дубленки обусловлена прежде всего вашим интересом к ней. Вам расскажут, что это не турецкая, а итальянская кожа (многие ли способны отличить итальянскую кожу от турецкой?). Или что эта «модель из новой коллекции 2008 года», поэтому стоит гораздо дороже. Хотя, если вдуматься, какая может быть «новая коллекция» на заурядной фабрике, которых в маленьком курортном городке три десятка, если не больше. Но, как ни странно, слова «новая коллекция» действуют на людей просто магически. Заметим, что вещи, аналогичные позиционируемым как «модели из коллекции 2008-го года», можно купить в Киеве по ценам, раза в полтора ниже предлагаемых. И это с учетом стоимости транспортировки, таможенных сборов и прочего...
Как из мишени превратиться в стрелка
Можно ли противостоять этим мощнейшим психологическим атакам? Конечно. Как? Используя старую добрую поговорку: «Знание – сила». Человек, прочитавший эту статью, уже несравнимо меньше уязвим для подобных манипуляций, чем человек, ничего не подозревающий о психотехниках влияния (а таких большинство). Более того, вы вполне можете превратиться из мишени в стрелка и получить массу удовольствия от наблюдения за действиями продавцов.
Я, например, поначалу охотно изображал самого обычного клиента, понятия не имеющего ни о каких психоманипуляциях и принимающего «радушие» продавцов за чистую монету. Впрочем, единственной целью моего визита на фабрику было желание изучить манипулятивные методики закордонных мастеров продаж, чтобы рассказать о них читателям «Чи3».
В этом плане мне несказанно повезло – мной занималась главный продавец, а потому я смог пронаблюдать все методики в высококвалифицированном исполнении. Попив чайку, я, изо всех сил демонстрируя телячью покорность, отправился примерять куртки. И тут прекрасно отлаженный механизм продажи второсортных товаров по цене эксклюзивных дал сбой.
Чтобы эффективно действовать в подобной ситуации, важно понять, что продавец – отнюдь не гений психологии. Он действует только согласно конкретно вложенной в него во время специального обучения программе. Программа эта состоит из взаимосвязанных элементов, которые идут в ход в определенной последовательности, в зависимости от реакции покупателя. Поскольку вполне справедливо считается, что реакция погруженного в транс покупателя довольно типична, то под эту типичную реакцию и построена программа действий продавца. То есть, он говорит определенную фразу – клиент на нее реагирует, продавец использует следующий элемент – клиент снова реагирует и так далее. Очевидно, что самым «слабым звеном» в программе продавца является реакция покупателя. Если она будет нетипичной – программа даст сбой. Именно этот фактор я и решил использовать.
Как продавец отслеживает реакцию покупателя в данный конкретный момент? Разумеется, по невербальным проявлениям – жестам, мимике, тону голоса, состоянию зрачков. Поэтому я просто никак не реагировал на происходящее. Мои движения и состояние не менялись с каждой новой вещью, и продавщице никак не удавалось поймать мой взгляд. Не осознавая, что происходит, она забеспокоилась – ее программа поведения явно не имела инструкций на такой случай. Пытаясь осмыслить происходящее и найти правильное решение, она сама погрузилась в легкий транс и в ее поведении появились признаки автоматизма, она по нескольку раз приговаривала: «Раз вам нравится, будем торговаться и дадим хорошую цену».
Тем большим было ее удивление, когда я, копируя ее доверительную улыбку и назвав по имени, сообщил: «Знаете, а мне здесь ничего не нравится. Как-то не по душе. Но я бы выпил еще чаю». Такое поведение явно шло вразрез с ее шаблонами. Тем временем подошла моя жена, также оставшаяся равнодушной ко всем гипнотическим ухищрениям. Сопровождавшая ее продавщица шла с еще более недоуменным лицом. Она явно была менее опытна, чем моя сопровождающая, поэтому ее растерянность была более очевидной.
Похоже, продавщицы раньше с таким не сталкивались, а потому просто не знали, как поступать в подобной ситуации. Все, что они смогли – это с периодичностью в несколько минут произносить одну и ту же фразу: «Как, вам ничего не понравилось?». И получив отрицательный ответ в самой доброжелательной форме, на время умолкали. Потом пытались предложить посмотреть другие товары, но как-то вяло. По поведению они напоминали испорченные автоматы. Налицо были признаки трансового состояния. Они явно были погружены в себя, пытаясь найти правильный способ поведения – и не находили.
«Слабое звено» – ваш ребенок
Но тут взгляд главной продавщицы упал на нашу дочку. И ее лицо тут же вновь засияло уверенностью. Теперь она знала, что делать. «Ира! Мы же совсем забыли про Иру. Как мы могли! У нас есть столько замечательных вещей для такой красивой девочки!».
Не секрет, что любовь к детям часто служит великолепным объектом манипулирования родителями. Обычная схема действий такова. Вызвать у ребенка жгучее желание какой-то вещи намного легче, чем у взрослого – ребенок в ценах и качестве товара, естественно, не разбирается. А эмоциональному воздействию подвержен в большей степени. Поэтому первоочередная задача продавца – сделать так, чтобы вещь понравилась ребенку. После этого нужно воздействовать на чувство личной значимости родителей, убедив их в том, как замечательно и круто будет выглядеть их дитя в новом «прикиде». А для этого нужно определить, кто из родителей в семье подлинный глава.
Дело в том, что обычно в семье один из супругов ведущий – тот, кто принимает решения, а другой – ведомый, который с ними соглашается. Разумеется, эти отношения формируются на подсознательном уровне – известно немало пар, где мужчина свято уверен, что глава семьи он, хотя на самом деле всем тонко и ненавязчиво руководит жена. Поэтому определить реальное положение дел можно по невербальным особенностям поведения супругов. Самый простой из способов сделать это – отслеживать, кто чьи жесты и позы копирует: муж жены или наоборот.
После этого все усилия продавца сосредотачиваются на главе семьи. А уж выбор его конкретной тактики зависит от пола подлинного семейного лидера. Если это женщина, то продавец попытается воздействовать на чувства любви к ребенку, жалости, стремления быть хорошей матерью и тому подобное. Если же речь идет мужчине, то здесь будут «массироваться» такие болевые точки психики, как чувство собственной значимости, «слабо?», стремление выглядеть «крутым» в присутствии женщин.
Итак, несмотря на сто тридцать пятое уверение в том, что детскую одежду мы покупать не намерены, продавец притащила ворох курток и стала напяливать их на дочку с восторженными криками: «Посмотрите, как ей красиво! Ирочка, скажи тебе нравится?». «Нравится», – лаконично отвечала дочка, но при этом, вопреки ожиданиям продавца, не смотрела на родителей молящим взглядом. Продавщица внимательно следила за невербальным поведением меня и моей жены, изо всех сил пытаясь определить главу семьи, но тоже безрезультатно: мы оба доброжелательно улыбались, наслаждаясь видом дочки в кожаной куртке – не более того.
Однако продавщица действительно оказалась опытным профессионалом – она решила подойти к делу творчески и воздействовать на обоих родителей сразу. «Мама посмотрите, как ей идет эта куртка, как она ей нравится» (давление на психокомплекс «хорошей матери»). «Папа, ваша дочь такая красавица! Ну что вы за папа!» (психокомплексы собственной значимости и «слабо?»). Поскольку ожидаемой реакции не последовало, продавщица пошла на последний шаг – апеллирование к с психокомплексу жадности: «Только потому, что вы такие симпатичные, мы продадим вам эту вещь по специальной цене на двадцать процентов дешевле». Очевидно, с каждой минутой мы становились все симпатичнее, потому что в конце концов цена упала в три раза. Но к великому разочарованию продавщицы, мы так ничего и не купили.
Чуть позже мне удалось «раскрутить» на откровенный разговор девушку из отеля, пригласившую нас на фабрику. Я представился ей консультантом по продажам, и она призналась «как своему», что продавцы были очень озадачены случившимся и долго анализировали ситуацию, поскольку подобное произошло впервые. Раньше никто с фабрики без покупки не уезжал. «Бесплатная» поездка на автомобиле всегда прекрасно окупалась. Так что когда вам предлагают что-нибудь со словами: «Вы нам ничего не должны» – все-таки не забывайте о том, где обычно лежит бесплатный сыр.
Отзывы, комментарии и просто мысли по поводу просим оставлять на нашем форуме.
Начало см. Гипноз по-турецки
|