Судя по тому, что Советский Союз развалился, а у сегодняшней России полным-полно великолепно чувствующих себя врагов, то чудес не произошло - исследования в области манипуляций над человеческой психикой в СССР также потерпели фиаско. Долго ходили слухи о создании психотронного оружия, так никем убедительно и не подтвержденные. Но даже если поверить авторам, убежденным в его существовании, то вряд ли оно способно на большее, чем вызвать у облученного какое-либо заболевание, нарушив его биополе, или вызвать сгенерированную эмоцию у толпы людей. Причем для этого оружие должно располагаться рядом с объектом воздействия. Для долговременного же управления человеком оно бессильно.
Любое явление имеет две стороны – отрицательную и положительную. Разработки по поискам волшебного «подавителя» воли человека, к счастью, не дали ожидаемого спецслужбами результата. Но зато благодаря государственному патронату и намеренной щедрости бюджета, колоссально раздвинулись рубежи знаний о человеке и такой до той поры не слишком популярной науки, как психология.
Кто знает, не обязано ли своим появлением ЦРУ и нейролингвистическое программирование, радикальным образом повлиявшее практически на все сферы жизни человечества. Во всяком случае, известно, что один из его создателей, доктор Джон Гриндер, работал на ЦРУ. Было ли создание НЛП работой в рамках правительственного проекта или же это была самостоятельная (совместно с его студентом Ричардом Бэндлером) разработка? Сегодня на данный вопрос нельзя ответить однозначно, но факт остается фактом: человечество должно быть благодарно этим двум американцам. Они не зверствовали над своими пациентами с помощью электрошока и наркотиков. Фактически, все их изобретение заключалось в создании метамодели управления человеческим мозгом с помощью слов. Метамодель разрабатывалась на основе языковых паттернов наиболее успешных американских психотерапевтов того времени – Милтона Эриксона, Вирджинии Сатир, Фрица Перлза. В результате дальнейших исследований (а развитие НЛП продолжается по сей день, недавно на свет появилось его новое направление – нейросемантическое программирование) на свет родилась невиданная доселе система управления мозгом – как своим, так и чужим.
НЛП не открыло секрет подчинения других своей воле – это было много лучше! НЛП учило эффективно убеждать другого так, чтобы он добровольно принимал решение, нужное вам. Кроме того, с помощью НЛП оказалось возможным быстро излечивать различные заболевания, убирать фобии, выводить пациентов из депрессии.
В США НЛП стало открытой наукой для всех желающих, и его популярность начала быстро расти уже в семидесятых. В СССР труды по НЛП, естественно, были запрещены, как и любые другие работы, связанные с влиянием на себе подобных. Даже всемирно известная и сорок раз изданная в США книга Дейла Карнеги «Как завоевывать себе друзей и влиять на людей» у нас не издавалась. Что, впрочем, неудивительно – на ее основе офицеров спецслужб обучали методам вербовки. Приемам скрытого управления людьми обучали и высших партийных бонз КПСС. Впоследствии методики НЛП также были включены в подготовку элиты спецслужб – разведчиков.
Но вот времена холодной войны канули в прошлое. На смену идеологиям пришел другой, общий для бывших мировых противников бог – деньги. И то, что раньше разрабатывалось в секретных лабораториях исключительно для военных целей, стали использовать для иного – завладения долларами своих клиентов. Разнообразные методики влияния на людей колоссальным потоком хлынули на открытый рынок. А некоторые бывшие ученые, разрабатывавшие военные технологии ХХ1 века, консультируют коммерсантов, используя свои знания в мирных целях.
Уровень производства товаров сегодня такой, что способен с лихвой удовлетворить запросы любого человека. Что делать бизнесменам в столь непростой ситуации, как сохранить количество продаж? Раньше бизнес руководствовался лозунгом «Найдите человеческую потребность и удовлетворите ее!». Сегодня это уже не работает. Лозунг наших дней - «Создайте потребность и удовлетворите ее!». Иными словами, чтобы что-то продать, необходимо вначале убедить покупателя, что ему это надо, хотя на самом деле ему это нужно как зайцу пятая нога. Вот почему в наши дни практически необходимым инструментом продаж стали приемы скрытого управления человеческой психикой.
И потому сегодня регулярно по несколько раз в день каждый из нас подвергается воздействию технологий, которые еще полтора десятка лет назад считались военной тайной и были известны лишь узкому круг посвященных лиц. Ибо практически ни один рекламный ролик не обходится без методик скрытого управления человеком. О глобальных последствиях воздействия этого на нашу с вами психику можно будет судить лишь через несколько лет. Сегодня же ясно одно – вряд ли оно будет положительным. И пока что единственный всем доступный и эффективный способ уберечься от этого разрушения – понимать суть и методику воздействия применяемых приемов.
Базовый принцип, который необходимо усвоить, предельно прост: на девяносто процентов поведением человека управляет подсознание. При этом подсознание абсолютно не критично – что ему скажешь, то и делает. Что ему делать, а что нет – определяет сознание. Поэтому суть любого скрытого влияния сводится к тому, чтобы сознание чем-то загрузить, тем самым отключив его, и вложить нужную программу поведения в человеческое подсознание. А уж способов отвлекать сознание за время существования человечества было изобретено уйму.
Наиболее широко известными стали техники, разработанные нэлперами. И потому прежде всего поговорим о них. Главное, что открыли мастера НЛП – это различие языков подсознания и сознания. Язык сознания – это язык логики и слов. Язык подсознания – образов и чувств. Уже сам по себе этот факт позволяет понять, почему столь эффективно оказывает влияние на людей телевидение. Скажем, выступает человек, говорит нечто интересное, все сознание зрителя сконцентрировано на его словах, а тем временем где-то сзади проходит картинка, которая, минуя сознание, воздействует на подсознание, вызывая нужную реакцию или программируя нужное поведение.
Впрочем, любой человек, пялящийся в голубой экран, находится в состоянии повышенной внушаемости. Потому что в этот момент два главных канала его восприятия – зрительный и слуховой – полностью загружены. Если в телевизоре происходит нечто, глубоко затрагивающее чувства зрителя, то загружен и канал кинестетический. Следовательно, все, что он там видит и слышит, оказывает влияние на его последующее поведение. Как это может быть использовано (и используется!), думаю, объяснять не надо.
Второй наиболее популярный на сегодняшний день в рекламе прием НЛП – это якорение. Или, как еще именуют его психологи, ассоциативный метод. В данном случае товар, который необходимо продать и к которому клиент может быть совершенно равнодушен, помещается в контекст, вызывающий у клиента яркие приятные эмоции. Таким образом, отношение клиента к контексту переносится на его отношение к товару. И готово – вот вам и новый покупатель. Наиболее яркие иллюстрации этой техники – присутствие сексуальных красоток практически в любой рекламе – от автомобиля до чипсов. Задумка проста: картинка стимулирует у человека активизацию сексуальной энергии (загрузка кинестетического канала), затем ему показывают пачку с чипсами (визуальный канал), и он слышит голос: «Наши чипсы - лучшие» (аудиальный канал). Когда после нескольких просмотров такой рекламы человек увидит эту пачку с чипсами в магазине, это активирует у него сексуальные ощущения – ему захочется ее купить. Разумеется, он не сознает подлинных мотивов своего поведения. Более того, существует интересный психологический феномен. Человеку всегда приятно думать, что он сам сделал свой выбор, поэтому, даже совершив поступок под влиянием чужого внушения, он впоследствии стремится объяснить свое поведение собственным логическим выбором.
Впрочем, эти приемы сегодня довольно широко известны, хотя это не делает их менее эффективными. Но наука не стоит на месте, и нынче в рекламных роликах можно найти гораздо более изощренные техники влияния.
(Начало см. Проект «Спящий киллер»)
Отзывы, комментарии и просто мысли по поводу просим оставлять на нашем форуме.
|