22 сентября 2013
10:37:16
Агент ЦРУ: деньги налого­плательщиков тратились на удовле­творение наших тайных потребно­стей
Итальянские ловушки для доверчивых туристов
Собираетесь на отдых в Турцию? Тогда эта статья для вас!
Что делает преступников неуязвимыми, а восстановление утерянных прав на жилье – призрачным? Аферы с квартирами
• Родители не обязаны сдавать деньги в школу
• Журналисты и «силовики»: враги или партнеры?
• ...И пусть боятся бандиты! - 4
• Вербуй меня по-китайски!
Главная
Национальная безопасность
Правовая безопасность
Психологическая безопасность
Личная безопасность
Юридическая консультация
История преступлений
Тренинги
Консалтинговое бюро
Что такое САН?
О нас
Проект «Спящий киллер» - 2
Наркотики, гипноз и психотропные средства против человеческой воли
Сергей Нестеренко

Судя по тому, что Советский Союз развалился, а у сегодняшней Рос­сии полным-полно великолепно чувствующих себя врагов, то чудес не произошло - исследования в об­ласти манипуляций над человеческой психикой в СССР также потерпели фиаско. Долго хо­дили слухи о создании психотрон­ного оружия, так никем убедитель­но и не подтвержденные. Но даже если поверить авторам, убежден­ным в его существовании, то вряд ли оно способно на большее, чем вызвать у облученного какое-либо заболевание, нарушив его биополе, или вызвать сгенерированную эмо­цию у толпы людей. Причем для этого оружие должно располагать­ся рядом с объектом воздействия. Для долговременного же управле­ния человеком оно бессильно.

Любое явление имеет две сторо­ны – отрицательную и положитель­ную. Разработки по поискам волшеб­ного «подавителя» воли человека, к счастью, не дали ожидаемого спец­службами результата. Но зато благо­даря государственному патронату и намеренной щедрости бюджета, ко­лоссально раздвинулись рубежи зна­ний о человеке и такой до той поры не слишком популярной науки, как психология.

Кто знает, не обязано ли своим появлением ЦРУ и нейролингвистическое программирование, ради­кальным образом повлиявшее прак­тически на все сферы жизни челове­чества. Во всяком случае, известно, что один из его создателей, доктор Джон Гриндер, работал на ЦРУ. Было ли создание НЛП работой в рамках правительственного проекта или же это была самостоятельная (совместно с его студентом Ричардом Бэндлером) разработка? Сегодня на данный вопрос нельзя ответить однозначно, но факт остается фактом: человечество должно быть благодарно этим двум американцам. Они не зверствовали над своими пациентами с помощью электрошока и наркотиков. Фа­ктически, все их изобретение заключалось в создании метамодели упра­вления человеческим мозгом с помо­щью слов. Метамодель разрабатывалась на основе языковых паттернов наиболее успешных американских психотерапевтов того времени – Милтона Эриксона, Вирджинии Сатир, Фрица Перлза. В результате дальнейших исследований (а развитие НЛП продолжается по сей день, недавно на свет появилось его новое направление – нейросемантическое программирование) на свет родилась невиданная доселе система управления мозгом – как своим, так и чужим.

НЛП не открыло секрет подчинения других своей воле – это было много лучше! НЛП учило эффективно убеждать другого так, чтобы он добровольно принимал решение, нужное вам. Кроме того, с помощью НЛП оказалось возможным быстро излечивать различные заболевания, убирать фобии, выводить пациентов из депрессии.

В США НЛП стало открытой наукой для всех желающих, и его популяр­ность начала быстро расти уже в семи­десятых. В СССР труды по НЛП, естест­венно, были запрещены, как и любые другие работы, связанные с влиянием на себе подобных. Даже всемирно известная и сорок раз изданная в США книга Дейла Карнеги «Как завоевывать себе друзей и влиять на людей» у нас не издавалась. Что, впрочем, неудивительно – на ее основе офицеров спецслужб обучали методам вербовки. Приемам скрытого управления людьми обучали и высших партийных бонз КПСС. Впоследствии методики НЛП также были включены в подготовку элиты спецслужб – разведчиков.

Но вот времена холодной войны канули в прошлое. На смену идеологи­ям пришел другой, общий для бывших мировых противников бог – деньги. И то, что раньше разрабатывалось в секретных лабораториях исключительно для военных целей, стали использо­вать для иного – завладения долларами своих клиентов. Разнообразные методики влияния на людей колос­сальным потоком хлынули на открытый рынок. А некоторые бывшие уче­ные, разрабатывавшие военные технологии ХХ1 века, консультируют ком­мерсантов, используя свои знания в мирных целях.

Уровень производства товаров се­годня такой, что способен с лихвой удовлетворить запросы любого человека. Что делать бизнесменам в столь непростой ситуации, как сохранить ко­личество продаж? Раньше бизнес ру­ководствовался лозунгом «Найдите человеческую потребность и удовле­творите ее!». Сегодня это уже не рабо­тает. Лозунг наших дней - «Создайте потребность и удовлетворите ее!». Иными словами, чтобы что-то про­дать, необходимо вначале убедить по­купателя, что ему это надо, хотя на са­мом деле ему это нужно как зайцу пя­тая нога. Вот почему в наши дни прак­тически необходимым инструментом продаж стали приемы скрытого управ­ления человеческой психикой.

И потому сегодня регулярно по не­сколько раз в день каждый из нас подвергается воздействию технологий, которые еще полтора десятка лет на­зад считались военной тайной и были известны лишь узкому круг посвящен­ных лиц. Ибо практически ни один рекламный ролик не обходится без ме­тодик скрытого управления челове­ком. О глобальных последствиях воз­действия этого на нашу с вами психи­ку можно будет судить лишь через не­сколько лет. Сегодня же ясно одно – вряд ли оно будет положительным. И пока что единственный всем доступ­ный и эффективный способ уберечься от этого разрушения – понимать суть и методику воздействия применяемых приемов.

Базовый принцип, который необ­ходимо усвоить, предельно прост: на девяносто процентов поведением че­ловека управляет подсознание. При этом подсознание абсолютно не кри­тично – что ему скажешь, то и делает. Что ему делать, а что нет – определяет сознание. Поэтому суть любого скры­того влияния сводится к тому, чтобы сознание чем-то загрузить, тем са­мым отключив его, и вложить нужную программу поведения в человеческое подсознание. А уж способов отвлекать сознание за время существования че­ловечества было изобретено уйму.

Наиболее широко известными ста­ли техники, разработанные нэлпера­ми. И потому прежде всего поговорим о них. Главное, что открыли мастера НЛП – это различие языков подсозна­ния и сознания. Язык сознания – это язык логики и слов. Язык подсознания – образов и чувств. Уже сам по себе этот факт позволяет понять, почему столь эффективно оказывает влияние на людей телевидение. Скажем, высту­пает человек, говорит нечто интерес­ное, все сознание зрителя сконцентрировано на его словах, а тем временем где-то сзади проходит картинка, кото­рая, минуя сознание, воздействует на подсознание, вызывая нужную реак­цию или программируя нужное пове­дение.

Впрочем, любой человек, пяля­щийся в голубой экран, находится в состоянии повышенной внушаемости. Потому что в этот момент два главных канала его восприятия – зрительный и слуховой – полностью загружены. Ес­ли в телевизоре происходит нечто, глу­боко затрагивающее чувства зрителя, то загружен и канал кинестетический. Следовательно, все, что он там видит и слышит, оказывает влияние на его по­следующее поведение. Как это может быть использовано (и используется!), думаю, объяснять не надо.

Второй наиболее популярный на сегодняшний день в рекламе прием НЛП – это якорение. Или, как еще име­нуют его психологи, ассоциативный метод. В данном случае товар, который необходимо продать и к которому кли­ент может быть совершенно равноду­шен, помещается в контекст, вызыва­ющий у клиента яркие приятные эмо­ции. Таким образом, отношение клиен­та к контексту переносится на его отно­шение к товару. И готово – вот вам и новый покупатель. Наиболее яркие ил­люстрации этой техники – присутствие сексуальных красоток практически в любой рекламе – от автомобиля до чипсов. Задумка проста: картинка сти­мулирует у человека активизацию сек­суальной энергии (загрузка кинестети­ческого канала), затем ему показыва­ют пачку с чипсами (визуальный ка­нал), и он слышит голос: «Наши чипсы - лучшие» (аудиальный канал). Когда после нескольких просмотров такой рекламы человек увидит эту пачку с чипсами в магазине, это активирует у него сексуальные ощущения – ему за­хочется ее купить. Разумеется, он не сознает подлинных мотивов своего поведения. Более того, существует инте­ресный психологический феномен. Человеку всегда приятно думать, что он сам сделал свой выбор, поэтому, даже совершив поступок под влияни­ем чужого внушения, он впоследствии стремится объяснить свое поведение собственным логическим выбором.

Впрочем, эти приемы сегодня до­вольно широко известны, хотя это не делает их менее эффективными. Но наука не стоит на месте, и нынче в ре­кламных роликах можно найти гораз­до более изощренные техники влия­ния.

(Начало см. Проект «Спящий киллер»)

Отзывы, комментарии и просто мысли по поводу просим оставлять на нашем форуме.