Характерная деталь: семантически прорицания гадалок очень размыты. От них нe услышишь ни конкретных имен, ни точного времени, все формулировки очень общие и обтекаемые. К примеру: «Старая кожа должна быть сброшена, изжившие себя отношения прекращены... Тебе потребуется терпение и настойчивость. В твоей жизни бывали сложные периоды, из которых ты выходил победителем... Тебе удавалось зажигать любовные пожары в сердцах женщин, но ты познал и разочарования... Тебе предстоит в ближайшее время познать самого себя и столкнуться тем, с чем тебе еще не доводилось сталкиваться...».
Зачем нужна такая размытость? Да затем, что это форма, в которую клиент может сам вложить свое содержание. В эриксонианском гипнозе этот прием называется «тайна горы Скво» и широко используется для лечения разного рода психотравм. Столь оригинальным названием прием обязан местности, в которой практиковал Милтон Эриксон. Этот выдающийся психотерапевт часто исцелял пациентов таким образом. Он говорил: «Рядом с моим домом находится холм под названием гора Скво. Это особенное место. Завтра на восходе солнца ты пойдешь туда, взберешься на вершину и там, в момент, когда солнце встанет над горизонтом, узнаешь о себе нечто очень важное». И действительно, люди, выполнившие это задание, уверяли, что узнали нечто, что помогло им решить свою проблему. Разумеется, каждый понял что-то свое. Аналогичная техника встречается и у шаманов из индейских племен Америки, которые говорят: «Завтра по дороге домой ты найдешь особенный камень, глядя на который поймёшь о себе то, что тебе никак нe удавалось понять».
Как они узнают наше прошлое
А вы когда-нибудь задумывались, почему прорицатели предпочитают всегда брать деньги вперед? Думаете, боятся, что им нe заплатят? Вот и нeугадали! Человек, верящий гадалкам, обязательно заплатит, ибо побоится навлечь на себя гнев «высших сил». Дело в другом – таким образом создается психологическая ловушка. Заплатив деньги, человек с гораздо большей серьезностью отнесется к предсказаниям и будет подавлять все сомнения в справедливости того, что говорит гадалка. Потому что любое сомнение будет ударом по самому себе: получается, я, дурень этакий, ни за что отдал деньги? Как меня, такого крутого, развели как последнего лоха? Эго клиента не может выдержать таких мыслей –уж лучше безоговорочно верить во все, что говорит гадалка.
Ну хорошо, скажете вы, дорогие читатели, как гадалка «создает будущее», программируя человека, ясно. Но как объяснить ее умение читать прошлое? И тут мы подходим к самому интересному: тайнам самого процесса гадания, взаимодействия гадалки и клиента в состоянии раппорта. To есть, к тем моментам, которые в далеком детстве мне казались столь загадочными в поведении бабушки: почему она больше смотрела на клиента, чем в карты, почему менялась ее речь?
Угадать (а точнее – вычислить) прошлое клиента во время гадания на самом деле проще простого. И научиться этому может буквально каждый. Вот в чем секрет.
Все начинается с процесса, который в НЛП называется калибровкой. Возможно, для кого-то это станет откровением, но когда мы что-нибудь говорим; это отражается не только в наших словах и тембре голоса, но и во всем теле. Каждая наша реакция ведет к сокращению определенных микромышц и научившись ее замечать, можно легко понять – лжет человек или говорит правду, каковы его истинные намерения и т.п. Понаблюдав за своими близкими, вы легко в этом убедитесь.
Перед начaлом сеанса гадалка задает клиенту несколько простых вопросов, ответы на которые она уже либо знает, либо они совершенно очевидны. Например, «Вас зовут Иван Иванович?», «Вы родились в этом городе?», «Вы женаты?», «Вы были на Ниагарском водопаде?». «Вы любите музыку?», «Вам нравятся бультерьеры?». Так определяется телесная реакция клиента на «да» и «нет». А дальше вообще все просто.
Гадалка смотрит на карты (или на линию руки, в хрустальный шар – что ей больше no душе) и произносит: «Недавно у вас произошло одно важное событие». При этом ее внимательный взгляд направляется на клиента, но тот этого даже не замечает, потому что полностью сосредоточен на картах. Гадалка тем временем фиксирует его невербальное согласие со сказанным ею (а у кого в жизни нe происходило важных событий?!). «Это событие связано с мужчиной». Тело клиента проявляет признаки несогласия. «А, нет, теперь я вижу более отчетливо - это женщина». «Она была младше вас». Клиент соглашается. «Она была вам хорошо знакома». Несогласие. «Но нe настолько хорошо, чтобы вы так считали». Согласие. Ну, и так далее, следуя этому aлгоритму.
Зачем все это нужно? Во-первых, чтобы усилить доверие клиента. Если гадалка способна видеть его прошлое, значит и будущее она предскажет точно. А во-вторых – для углубления транса. Ведь отвечая на вопросы, человек оказывается интроверсированным, погруженным в себя. А уж если еще при этом гадалка держит его за левую руку, связанную с правым, контролирующим подсознание полушарием мозга, то быстро и надежно наводится очень глубокий транс.
Наиболее опытные мастера гадания проводят калибровку и пo так называемым репрезентативным системам. Toесть выясняют, какая из систем восприятия мира – визуальная, аудиальная или кинестетическая –доминирует у клиента. И соответственно корректируют свою лексику. Кроме того, они копируют тон и тембр голоса клиента - и во время раппорта он воспринимает голос гадалки как свой собственный. Это, разумеется, усиливает его доверие к словам, которые он слышит.
Что касается гадания по телефону, реклама которого обильно льется с телеэкранов, то здесь мы имеем дело со старыми как мир психотехнологиями воздействия на комплексы человека. Кто-то звонит, страдая от чрезмерного любопытства, кто-то – из страха перед будущим, кто-то – из-за заниженной самооценки и неверия в свои силы... Вообще, эту разновидность гадания можно отнести скорее к разряду коммерции – с той лишь разницей, что в данном случае «производители» продают нeтовар, а время беседы пoтелефону. Для этого нe нужно вводить потенциального клиента в транс и программировать его. Весь процесс гораздо проще и состоит всего из двух задач. Первая – это убедить человека позвонить пo «гадательному телефону». Ее решает телереклама. Вторая – как можно дольше удерживать позвонившего на линии. Это уже функция «опытной гадалки», отвечающей нa звонок. Позвонившего удерживают опять-таки с помощью манипулирования его психокомплексами, а также стереотипами «правильного» социального поведения – нельзя быть невежливым, когда собеседник вежлив с тобой, нельзя прерывать разговор, не дослушав, и т.д. В результате такого сеанса гадания вы вначале получите абстрактные советы в стиле «тайны горы Скво», а чуть позже – телефонный счет на весьма солидную сумму.
...Есть на свете люди, придерживающиеся мнения: если знать свое будущее, жить будет неинтересно. Кто-то, возможно, будет с ними спорить; но как минимум одно преимущество такого мировоззрения очевидно: им никогда не грозит стать жертвой программирования и манипуляций со стороны различных«прорицателей» всех мастей. И это замечательно.
Отзывы, комментарии и просто мысли по поводу просим оставлять на нашем форуме.
|