01 ноября 2015
1:04:43
...раскрыть некоторые страницы того, что еще недавно было священной тайной...
Собираетесь на отдых в Турцию? Тогда эта статья для вас!
Итальянские ловушки для доверчивых туристов
Заклинание змей – это особый дар, родовая особенность, которая передается по наследству
• Родители не обязаны сдавать деньги в школу
• Журналисты и «силовики»: враги или партнеры?
• ...И пусть боятся бандиты! - 4
• Вербуй меня по-китайски!
Главная
Национальная безопасность
Правовая безопасность
Психологическая безопасность
Личная безопасность
Юридическая консультация
История преступлений
Тренинги
Консалтинговое бюро
Что такое САН?
О нас
Советы экспертов
Юридическая консультация
В нашем доме постоянно «скачет» напряжение. Недавно сгорела микроволновка, а на днях «полетели» телевизор и компьютер. Розетки просто искрят. Боюсь, что теперь очередь за холодильником. Куда нужно обращаться, если из-за перебоев с напряжением в электросети сгорели электроприборы? Могут ли мне компенсировать стоимость поломанной техники, если окажется, что была какая-то авария в электросетях?

Ольга Ч., г. Киев

Перепады напряжения электроэнергии действуют разрушительно. «Горят» не только компьютеры, счетчики, но и вся электробытовая техника. Современная квартира просто «нафарширована» - стиральная машина, микроволновка, телевизор, компьютер, холодильник, музыкальный центр, а в неотопительный период еще и обогреватель. Ко всему прочему, в доме постоянно работают и мелочи – фены, щипцы для укладки волос, утюги, кухонные комбайны. Проводки стареньких домов, особенно хрущевок, выдержать такой «напряг» просто не в состоянии. Все горит и в прямом, и в переносном смыслах, вот только эти потери ни городской, ни государственной властью не компенсируются. В стране достаточно проблем посущественнее, политикам некогда заниматься мелочами, хотя именно эти мелочи для обывателей страны наиболее важные. Есть ли Закон Украины, который предусматривает выплаты компенсаций за полетевшую бытовую технику? Куда стоит обратиться гражданам, которых постигла такая беда?

В прошлом году в маленьком польском городке Пултуск произошел подобный случай – от перепада напряжения сгорела вся техника, которая была включена, в нескольких домах. Городские власти уже на следующий день направили на место происшествия комиссию. Та провела тщательное обследование и зафиксировала документально все поломки. Причем, повезло даже тем, у кого техника просто по каким-то иным бытовым причинам сломалась накануне, поскольку в реестр «ущерба от перепада напряжения» попали и они. В течение последующих двух-трех месяцев пултусчанам бесплатно отремонтировали технику, если это было возможно. А полностью «полетевшие» приборы заменили на новые, или выплатили денежную компенсацию в размере суммы стоимости данного прибора. Такое отношение к гражданам и называется заботливым, и тут речь совсем не идет о том, что Польша – страна Евросоюза. Наверное, большую роль в такой ситуации играет сильное местное самоуправление и элементарное соблюдение законов.

Когда происходит замыкание или из-за перенапряжения все горит, люди должны обращаться с жалобами, заявлениями, претензиями в ЖЭКи или напрямую в Киевэнерго. В основном заявки на проверку комиссию или экспертизу поступают через городскую службу 088. Диспетчер принимает заявки и высылает инспектора, который устанавливает причинно-следственную связь аварии. Тогда же и выясняется, кто и в чем виноват, а также, кто возьмет на себя ответственность за случившееся.

Начальник района кабельных сетей «Центральный» (Голосеевский район) Николай Павлик говорит, что повреждения могут быть как в "электрохозяйстве", за которое отвечает Киевэнерго, так и в том, за которое отвечают ЖЭКи…

«В зависимости от того, что именно поломалось и где повредилось, - продолжает Николай Степанович, - тот и должен нести ответственность. Надо доказать, что авария произошла, по какой причине, создать комиссию, которая определит, почему и что случилось. Наша организация занимается только технической стороной, мы только чиним, а всеми другими вопросами занимается юридический отдел».

В юридическом отделе Киевэнерго говорят, что добровольно организация еще ни разу никому ничего не компенсировала. Кстати, юрист, который предоставил эту информацию, пожелал остаться анонимным, поскольку сам работает в системе.

«В основном, суд отказывает в выплатах компенсаций со стороны Киевэнерго, - утверждает юрист. - Поскольку не хватает доказательств  вины организации. Например, не станет же человек хранить чек о покупке телевизора 15-тилетней давности. Тяжело доказать и причинно-следственную связь аварии. Редко когда виновато Киевэнерго. Больше проблем существует в ЖЭКАх, которые отвечают за качество проводок энергоносителей. Если бы люди платили по нормальным, а не убыточным тарифам, тогда бы и проблем было меньше. А так получается, что платят копейки, а качество за это хотят отличное. Ведь не хватает средств на реконструкцию сетей, многое просто разворовывают, ЖЭКи вместо предохранителей ставят какие-то перемычки, по которым ток идет напрямую. В общем, нет приборов, которые бы обезопасили от внешнего замыкания. Если иск подается на Киевэнерго, то всегда находится документ, что наша организация посылала документ с замечаниями по определенному участку ЖЭКу…и соответственно, ЖЭК виноват в поломке. Скажу так, Киевэнерго не даст людям выиграть дела. Никто им ничего компенсировать не будет. Это прискорбно, но факт, потому что даже сотрудники Киевэнерго не застрахованы от аварий в своих домах и даже нам никто ничего не выплатит. Система электропроводки в старых домах предусматривала, что в квартире будут работать одновременно не более трех электроприборов, а сейчас включают намного больше и мощнее, и получается, что провода не могут справиться с напряжением. Горит одна жила за другой, и провода отпадают, все горит!»

Проблемы с энергоносителями ЖЭКи сбрасывают на Киевэнерго, а Киевэнерго – на ЖЭКи. При этом каждая организация жалуется, что не хватает денег на различные проверки и реконструкцию проводок. В результате все сводится к тому, что виновата Киеврада - за то, что назначила маленькие тарифы. В конечном счете, людям советуют обращаться в суд. Только эта структура может заставить ЖЭК либо Киевэнерго взять на себя ответственность за неполадку. Поэтому если «полетели» электроприборы, жаловаться и писать заявления, собирать подписи стоит. Возможно, и в нашей стране с несовершенным законодательством после долгих походов, очередей и проверок компенсировать поломку прибора вам таки смогут. Пусть не так быстро и гарантировано, как в Польше, но все-таки. Ведь только от активности граждан зависит то, как скоро и насколько серьезно зашевелятся городские власти. Иначе сколько бы вы не чинили за свои собственные средства поломанную технику, проблема с проводкой или счетчиком останется, и не факт, что ваши приборы снова не «полетят» через несколько дней.