Сегодня мы поведем речь о гипнозе особенном - прежде всего тем, что его воздействию подвергался без преувеличения каждый человек (разве что, кроме Робинзона Крузо, да и то во время его пребывания на необитаемом острове). Ведь, если мы можем избежать общения с гадалками, если способны не поддаться на провокации уличных попрошаек и торговцев тайм-шером, то никто из нас не может избежать контакта с продавцами. А их приемы гипнотического воздействия разнообразны и уходят корнями в глубокое прошлое, к истокам вербальной магии колдунов и жрецов.
Традиционно люди привыкли относиться к продавцам пренебрежительно, как к этакому говорящему кассовому аппарату с руками, который берет у тебя деньги и отдает товар. Ну, может иногда сказать что-нибудь. Бытует мнение, что человек, имеющий хоть немного мозгов, найдет себе занятие поинтеллектуальнее. Очевидно, такой имидж сформировался еще в советские времена, когда общение с "мастерами прилавка" было одним из самых неприятных жизненных явлений. Но сегодня эта иллюзия становится для покупателя первым шагом к расставанию с деньгами помимо собственного желания, потому что на самом деле продавцы являются одними из лучших практических психологов, способными с одного взгляда отыскать уязвимые точки покупательской души и определить методы давления на них. Более того, существуют такие гении продаж, чье подсознательное влияние на человека столь глубоко, что они способны заставить его приобрести товар, который в соседнем магазине стоит в два раза дешевле, и при этом чувствовать себя счастливым! Как же им это удается?
Для начала заметим, что существуют великолепно отработанные психологические способы продажи, суть которых состоит в том, что продавец максимально эффективно рекламирует подлинные качества товара. Эти способы вполне можно считать честными, а потому речь дальше пойдет не о них. Мы поговорим о нечестных манипуляциях, заключающихся в применении продавцами приемов скрытого гипноза для воздействия на подсознание покупателей.
По одежке... деньги отнимают
Начнем с места, где приходится бывать каждому из нас, – базара. Вы еще только приближаетесь к прилавку, а продавец быстрым взглядом уже оценивает ваш внешний вид (прежде всего, одежду,
обувь, наличие драгоценностей), чтобы прикинуть содержимое вашего кошелька и назвать ту цену, которую вы, по его мнению, способны заплатить. Журналисты одной из киевских газет провели как-то любопытный эксперимент. Они пришли на базар сначала в дорогой одежде, а затем – в очень бедной. При этом реакция продавцов кардинально отличалась. Если в первом случае они подобострастно кидались навстречу и назойливо демонстрировали товар, то во втором - презрительно цедили цену сквозь зубы и отворачивались. Но самое интересное, что во второй раз они называли цену в два раза дешевле, чем в первый!
Продавец изучает также вашу походку, осанку и выражение лица, на основании чего определяет тактику психологической атаки. Если у вас будет суперкрутой прикид, презрительно уставшее выражение лица, и вы будете пренебрежительно-уверенно щупать предлагаемый товар, перед вами будут лебезить, заискивать, непременно говоря комплименты типа: "Это пальто (галстук, кошелек, ботинки...) очень пойдут такому солидному мужчине". Причем цену назовут совершенно заоблачную – оно и понятно: солидным мужчинам – солидные цены.
Если же опущенные плечи и тревожно-напряженное выражение лица ясно говорят о вашей неуверенности в себе, тактика будет иной. Продавец наденет маску пренебрежительного знатока, а реклама товара будет звучать как нечто подобное: "Да вы что, не видите? Эта вещь из бутика. Вы что, не способны отличить свиную кожу от телячьей? Вы что, не видите, что эта вещь итальянская, а не турецкая?". (Хотя, заметим, качество товара может быть отнюдь не таким, каким живописует его продавец.) Однако неуверенный в себе покупатель, побоявшись выглядеть некомпетентным идиотом (какой ужас!), как правило, спешит заявить: "Конечно, вижу!".
Внимание! Произнеся эти слова, покупатель делает неосознанный, но верный шаг к покупке товара, потому что он сам признал его качественность. А раз признал, какой следующий логический шаг? Ясное дело - приобрести вещь. С этого момента и стартует процесс покупки.
Далее поведение продавца меняется – теперь он старается убедить вас в необходимости покупки. А для этого есть миллион разнообразнейших приемов. Во-первых, он наверняка усилит свой напор и темп речи. Цель понятна – ввести покупателя в транс, дабы открыть его подсознание для внушения. Рот продавца не будет закрываться, при этом он постарается всунуть вещь вам в руки и дергать ее из стороны в сторону – посмотрите, мол, сюда и сюда. Таким образом, у покупателя оказываются надежно загруженными все три канала восприятия: зрительный, слуховой и кинестетический. Состояние транса обеспечено, время сделать внушение.
Внушение происходит согласно всем правилам эриксонианского гипноза, то есть с помощью трюизмов – непрямых команд. Например, таких: «Эта вещь у меня последняя» или «С завтрашнего дня вырастут цены» (непрямое указание – покупайте, а то больше не будет), «Видите, я и себе купил такое же пальто» (хотя, не исключено, что он надевает его только на время работы на рынке). Этот список можно продолжать до бесконечности. Главное – понять схему. Иногда базарные торговцы используют жалость. Если вы выглядите богато и респектабельно, посетуют на то, как им плохо, ничего не продается, хозяин с работы выгоняет. Если по внешнему виду вы принадлежите к одной с ним социальной группе, вам
убедительно расскажут о тяжелой экономической ситуации в стране, о том, как тяжело стало жить, как замучили несчастных продавцов законы и налоговая... и вы наверняка его поймете. И откроете кошелек.
Как и кого раздевают в бутиках
В дорогих магазинах продавцы действуют по-иному. Да и неудивительно: если базарных торговцев умению продавать обучает жизнь, то магазинных – профессиональные психологи. Да и у покупателей дорогих магазинов психология несколько иная, чем у базарных.
Существует такой общественный стереотип: что дорого – то качественно (хотя на самом деле это далеко не так), и очень многие продавцы успешно эксплуатируют это убеждение. Поэтому неудивительно, что в магазинах в центре Киева, претендующих на «бутиковость», можно встретить те же товары, что и на базаре, однако по цене раз в восемь дороже. Но шикарная обстановка, месторасположение магазина, вышколенность и внешний вид продавцов подсознательно заставляют думать о том, что и вещи здесь суперкачественные.
Одну знакомую французскую журналистку, посетившую киевские бутики, изумили их ассортимент и цены. По ее словам, она никогда не думапа, что можно продавать банальный ширпотреб по ценам от Картье. А другой знакомый видел, как в один из очень известных киевских бутиков «эксклюзивную одежду» завозили в мешках, а потом разглаживали и развешивали. Я долго задавался вопросом, кто же, собственно говоря, покупает весь этот синтетический хлам по баснословным ценам, пока не понял: жены не отягощенных интеллектом бизнесменов и таких же бандитов среднего и низшего звена. Такие люди, как правило, слишком стремительно достигли финансовых вершин, не успев приобрести чувство вкуса. Они просто не знают, что им выбрать, а потому ориентируются, во-первых, на цену, и во-вторых – на других представителей своей социальной группы. Так что многие «бутики» имеют гарантированную клиентуру, которой за сумасшедшие деньги сбывают приобретенный в Европе за копейки хлам.
В дорогих магазинах используются специфические приемы продажи – с учетом психологии клиента. У богатых, как известно, свои проблемы. И одна из самых распространенных, как утверждают частнопрактикующие психологи, заключается в следующем: заработав большие деньги, человек теряет вкус к жизни. Ничто его не радует: Канары утомляют, машины менять надоело, для перстней не хватает пальцев, от тяжести золотых цепей ломит шею, бизнес расширять вроде уже некуда. Словом, тоска! Эти люди готовы потратить любые деньги даже за надежду на то, что приобретенная вещь принесет новые ощущения. Именно благодаря этому процветают магазины и фирмы, продающие нечто экзотическое: от суперсовременных домашних кинотеатров до сафари в Африке.
Популярным приемом продажи в магазинах является задействование эротического фактора. Многие мужчины просто не способны отказать обаятельной и хорошенькой продавщице, с помощью жестов и выражения глаз демонстрирующей особую симпатию к покупателю. Во многих магазинах специально используют эротические ароматы (и для помещения, и для сотрудников), а опытные специалисты учат продавщиц (продавцов) как бы случайно прикасаться к кистям рук покупателя. Причем суть здесь не в том, чтобы вызвать само no себе эротическое переживание, а в том, что объект подсознательного эротического желания мгновенно преодолевает барьеры недоверия. Нежное прикосновение, будоражащий запах - и вы уже слепо верите всему, что рассказывает вам продавщица.
А кто из нас не встречал в магазинах симпатичных девушек, стремящихся обрызгать вас духами? На первый взгляд, как бы непонятно, зачем фирмы тратят деньги на содержание специальных продавщиц, когда в развитых странах просто ставят открытые флаконы парфюма на прилавок – брызгай сколько хочешь? А вот зачем: близость "девушки-брызгалки" порождает у вас эротическое настроение, таким образом, запах в подсознании ассоциируется с чем-то сексуальным. Ну а сексуальный фактор, как известно, один самых влияющих на человека. К этому же разряду приемов относится и ситуация, когда продавщица, предлагая покупательнице, скажем, белье или пеньюар, говорит: «Это очень понравится вашему мужчине», вызывая, таким образом, в мозгу женщины эротические образы.
Еще один крючок, на который охотно ловятся покупатели - эксклюзивность товара, недоступность его остальным. Фраза продавца о том, что у нас, мол, одевается жена британского посла, или о том, что эта вещь такая дорогая, поскольку существует в одном экземпляре, действует магически. Как и фраза вроде: «Такая вещь по карману только очень солидным людям».
Случается, продавец видит, что человеку вещь понравилась, но он все еще колеблется. Для стимулирования такого клиента к покупке, применяется следующий трюк. Он вдруг сообщает, что эта вещь отложена, а другой такой в магазине нет. Далее может быть использовано два сценария: либо срок откладывания вещи заканчивается через полчаса и, если никто не придет, то у вас есть шанс ее купить, либо же, возможно, еще пару штук осталось на складе – зайдите завтра-послезавтра (надо ли уточнять, что на самом деле эти вещи имеются в изобилии).
Магазины любят дурить народ еще одним, колоссально эффективным способом, основанном на чувстве жадности и лени клиента. В магазине развешиваются надписи: «Только сегодня грандиозная скидка - 15 процентов! Спешите!». И покупатели спешат! А зря. Потому что, если бы они не поленились зайти в парочку соседних магазинов, то с изумлением обнаружили бы, что там никаких скидок нет, а товар стоит столько же, сколько в магазине с «грандиозной» скидкой. Иначе говоря, скидка фальшивая – в магазине сначала искусственно добавляют к цене 15 процентов, а потом отнимают их и представляют как «только сегодняшнюю грандиозную скидку».
Излюбленный прием всех продавцов – и базарных, и магазинных – так называемая иллюзия выбора. Скажем, вас спрашивают: «Вы хотите купить черный портфель или коричневый?». Таким образом, во-первых, как бы автоматически подразумевается, что в любом случае вы купите портфель. А во-вторых, здесь срабатывает особенность человеческой психики, известная еще с древних времен: оказавшись в ситуации, когда необходимо сделать выбор из двух равноценных вещей, человек погружается в глубокое размышление, неизбежно влекущее за собой транс. Так он становится открытым для внушения. И следующая фраза: «По-моему, вам больше пойдет коричневый!", заставляет его принять окончательное решение и открыть кошелек.
Традиционный навязчиво-раздражающий вопрос продавцов: «Что вас интересует?" – направлен в глубинные слои психики человека. Он призван пробудить у покупателя чувство обязанности что-либо купить (дескать, чего просто так по магазинам шляться, если ты не последний голодранец, а приличный человек!). Более углубленный вариант этого же приема – когда продавец долго и навязчиво предлагает вам что-то примерить, посмотреть, прикинуть. База этой манипуляции – апелляция к чувству вины: продавец потратил на вас время, а значит, вы должны что-нибудь купить.
Впрочем, в Украине настоящих мастеров торговых манипуляций пока мало. Но их количество, несомненно, будет расти, как и разнообразие манипуляторных психотехнологий. А потому давайте отправимся туда, где люди впитывают искусство продажи с молоком матери. А именно - к арабам.
(Продолжение следует)
|