У представителей этой молодежной субкультуры репутация сложилась – хуже некуда. Для многих из нас «бритоголовые» и «фашисты» - почти синонимы. По отношению к отечественным скинхедам это, пожалуй, справедливо: подавляющее большинство бритоголовых в постсоветских странах действительно придерживаются откровенно расистских взглядов. Интересно, знают ли молодые люди, малюющие на заборах лозунги вроде «Очистим город от черных!», что первыми скинами были как раз… чернокожие.
Дети рабочих кварталов
Действительно, субкультура скинхедов зародилась в Англии в 60-х годах прошлого века не без участия иммигрантов с Ямайки, вкалывавших на английских заводах и верфях. Музыкальные стили ска и регги, которые привезли с собой чернокожие работяги, пришлись по вкусу их белым собратьям. Так постепенно в среде, так сказать, рабочей молодежи сформировалась особая субкультура. Сами эти ребятки из рабочих кварталов называли себя как угодно, только не «скинхедами». Презрительной кличкой «бритоголовые» их одарили изящные длинноволосые молодые люди из более благополучных социальных слоев, и это прозвище звучало тогда довольно обидно. На самом деле первые скинхеды волосы не сбривали, а носили практичные короткие стрижки: длинные волосы в цеху или на продуваемой всеми ветрами судостроительной верфи просто мешали.
В противовес «шибко умным» юношам из обеспеченных семей, одевавшимся в изящные вельветовые пиджаки, молодые пролетарии изобрели собственный «дресс-код». Докерская куртка, грубые подкатанные джинсы на крепких подтяжках и, наконец, особый шик – ботинки с окованными сталью носками. Эти ботинки (производства фирмы «Dr. Marten’s») давно стали культовой вещью. Но хотелось бы напомнить, что носки ботинок укрепляли стальными пластинами не для того, чтобы лучше бить с ноги беззащитную жертву, а совсем для других целей: если на ногу грузчику, обутому в эти ботинки, падал тяжелый ящик, стальная пластина защищала конечность.
А как же идеология? Да не было у первых скинхедов никакой идеологии! Вернее, вся их идеология сводилась к тому, чтобы попить пива, сходить на футбол и потанцевать с девочками под хорошую музыку: «Мы простые работяги, и развлечения у нас простые». Без драк, правда, тоже не обходилось: первые скины (белые и чернокожие – рука об руку!) любили подраться на футбольных матчах и вместе ходили бить пакистанцев, которые были «какими-то не такими».
Это абсолютно безыдейное и, прямо скажем, малоинтересное молодежное течение в начале 70-х стало сходить на нет и забываться. Но тут любителями пивка и хорошей уличной драки заинтересовались гораздо более серьезные ребята…
«Костяные головы» и красные анархисты
Российский психолог Михаил Вершинин в своей очень интересной статье «Современные молодежные субкультуры: скинхеды» пишет, что настоящие скины были, есть и будут аполитичным молодежным движением. Однако в 70-80-е годы у этой субкультуры появились два «движения-близнеца», которые «используют в себе элементы классической (традиционной) «скинхэд-культуры», но ими не являются. Первое – наци-скины, придерживающиеся откровенно расистских и даже фашистских убеждений. На Западе их еще называют «бонхеды» («костяные головы»). Оно возникло в начале 70-х годов, когда на уличных драчунов обратили свое внимание политические организации фашистского толка. Их любимый лозунг – «Власть белых».
В противовес наци-скинхедам в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века возникло еще одно, левое крыло движения бритоголовых. Это SHARP-скины, выступающие против расовой дискриминации, и «RASH» — «Red and Anarchist Skinheads» («Красные скины и скины-анархисты»). Они говорят о том, что скины появились как рабочее движение, и ему чужды расистские и фашистские идеи. Для настоящего бритоголового главное – рабочее происхождение и идеи отстаивания прав пролетариата. Ну а наци-скины – это скины-оборотни, враги движения, считают «красные бритоголовые».
Правда, за три шага вы не отличите «аполитичного» скина от «наци» или «анархиста»: одеваются они практически одинаково. Униформа бритоголовых окончательно сформировалась в 70-е годы и с тех пор остается практически без изменений: бритая голова и куртка-«бомбер» без воротника (чтобы не за что было ухватить в драке), плотные подвернутые джинсы, ремень с тяжелой пряжкой (довольно грозное оружие!) и конечно же тяжеленные шнурованные ботинки. Лучше – «Dr.Marten’s», но сгодятся и армейские.
Вот на ботинки, пожалуй, стоит обратить особое внимание. Дело в том, что наци-скины шнуруют ботинки белыми шнурками («White Power»!), а у красных скинов и шнурки пролетарского красного цвета. Чуждые политике скины предпочитают для своих ботинок обычные черные шнурки.
Еще «красных» и «коричневых» различают по нашивкам. Первые, понятное дело, уважают алые стяги, портреты дедушки Ленина, Че Гевары и прочих романтиков революции, а вторые украшают себя нацистской символикой. Очень популярны у них кельтский крест, число «88» (означающее «Хайль Гитлер»), аббревиатура «WP» («White Power», «власть белых») и почему-то флаг Конфедерации времен гражданской войны в США.
Образ врага
К сожалению, нам с вами пока нет нужды учиться отличать наци-скинов от красных и простых любителей пива. Потому что бритоголовые в постсоветских государствах (и в Украине в том числе) – это, главным образом, агрессивные приверженцы расистской и нацистской идеологии. Первые скины появились у нас вскоре после распада Союза и одно время не представляли особой опасности. Но в середине девяностых (когда наша страна переживала жестокий экономический кризис), на скинов обратили внимание отечественные правые – например «Социал-националистическая партия Украины». Однако настоящей любви между ними не случилось: далеко не всем бритоголовым (особенно русскоязычным жителям Востока и Юга Украины) были по душе идеи украинского национализма. Поэтому всех наци-скинов можно сегодня разделить на «русских» и «украинских».
Насколько многочисленно и опасно это движение? Насчет количества скинов в Украине и в Киеве я встречала самые разные данные. Например, два месяца назад министр внутренних дел сказал, что только в столице действуют около полутора тысяч бритоголовых. Во всяком случае, в своем родном Святошине я довольно часто натыкаюсь на «настенную живопись», оставленную наци-скинами.
Кстати, интересная деталь – большинство подобных организаций сосредоточены в крупных городах, где особенно заметно социальное расслоение. А значит, есть много неудовлетворенных своей участью, озлобленных молодых людей, которые как раз и являются основной базой этого движения. А вот в небольших рабочих городках, где, казалось бы, сосредоточена та самая простая рабочая молодежь, идеи скинхедов успеха не имеют. Там гораздо труднее отыскать «образ врага» - «зажравшегося буржуя», «чурку-спекулянта» или на худой конец «морду жидовскую».
Они просто хулиганы?
Ну а насчет опасности – да, это движение безусловно опасно. И у нас, и в соседней России с пугающей регулярностью появляются сообщения об избиениях бритоголовыми людей «некоренной национальности». Но стать жертвой можно не только, если ваша внешность заметно отличается от типажа титульной нации. Часто бывает, что милиция предпочитает закрывать глаза на национальную подоплеку этих действий, квалифицируя их как обычное хулиганство. Пожалуй, самым громким и показательным случаем такого рода стало нападение на киевскую синагогу и избиение раввина, произошедшее шесть лет назад – тогда это пытались приписать… фанатам футбольного клуба «Динамо».
Что привлекает молодых людей в этом движение? Все причины можно разделить на две группы – социальные и психологические. Социальные причины: резкое имущественное расслоение в обществе, инфляция, безработица, и, как следствие – неуверенность в будущем и судорожные поиски «врагов», виноватых во всех этих безобразиях.
Ну а психологические причины – страх брать на себя ответственность за свои поступки и неверие в собственные силы. Один я слаб и ничтожен. А когда мы в толпе, мы – сила! Александр Куприн в повести «Гамбринус» замечательно описал чувства погромщика: «…грязный, хитрый дьявол, живущий в каждом человеке, шептал им на ухо: «Идите. Все будет безнаказанно: запретное любопытство убийства, сладострастие насилия, власть над чужой жизнью». Эти-то простые как мычание побуждения и обращают в свою пользу вполне серьезные правые партии, считающие скинов своим «боевым резервом».
Наци-скины - классический пример того, как субкультура (вначале вполне невинная) может стать объектом манипуляций политических сил и превратиться в довольно опасную.
Отзывы, комментарии и просто мысли по поводу просим оставлять на нашем форуме http://ch-z.com.ua/static/forum/
Начало см. Панки: «На лицо ужасные, добрые внутри»
Индустриальщики: мрачное очарование заброшенных промзон
Ролевики: «Меч и магия»
Сатанисты и дьяволопоклонники
Готы - «Смерть им к лицу»
Правила безопасного общения с молодежными группировками
|