В прошлом материале мы рассказали вам о сатанистах и дьяволопоклонниках. А совсем недавно я прочитала две поразительные статьи о движении ролевиков. Автор одной лихо зачислил ролевиков в ряды… дьяволопоклонников. Второй, назвавшийся психотерапевтом, но почему-то забывший указать фамилию, заявил, что практически все участники ролевых игр – душевнобольные. Неужели это правда?
«Что наша жизнь? Игра!»
Когда я прочла все эти ужасные обвинения, мне захотелось немедленно вступиться за доброе имя нежных, романтичных и довольно забавных существ – ролевиков. Для начала давайте выясним, откуда вообще взялся этот странный народец?
По мнению культуролога из Санкт-Петербурга Марии Грушко, движение ролевиков – одно из самых интеллектуальных неформальных молодежных движений (впрочем, его нельзя назвать исключительно молодежным – в ряды ролевиков могут влиться люди любого возраста). А выросли ролевики, если можно так сказать, из двух корней – движения хиппи и литературы жанра «фэнтези». У хиппи ролевики одолжили идеи гармонии человека с миром, приоритет духовных ценностей перед материальными, принципы организации «семейных ролевых кланов» и… некоторые детали одежды. Ну, а от «фэнтези» - все остальное.
Судьбоносным для ролевиков можно считать год 1954, когда увидела свет знаменитая трилогия Джона Толкиена «Властелин колец». Волшебный мир, созданный Профессором, не только сделал фэнтези одним из самых популярных жанров но и стал для некоторых людей куда более желанным, чем мир реальный. Со временем они нашли друг друга и для того, чтобы хоть изредка оказываться в мире своей мечты, стали собираться вместе, перевоплощаться в героев фантастических саг и самозабвенно разыгрывать целые сюжеты из их жизни.
Граждане волшебной страны
Хотя всех этих людей объединяет мечтательность, некая оторванность от мира и почти детская вера в сказки, нарисовать обобщенный портрет любителя ролевых игр невозможно – слишком уж они разные. А вот попробовать классифицировать их по некоторым признакам – вполне возможно. Согласно вариантам классификации, предложенным Марией Грушко, первый признак, по которому их можно разделить на группы – «священная книга». Среди ролевиков есть ортодоксальные толкиенисты, признающие исключительно авторитет Профессора, есть люди, предпочитающие разыгрывать сюжеты, почерпнутые из романов Перумова, Васильевой или Еськова, создавших вариации на тему «Властелина Колец». Но в принципе, за основу игры можно взять сюжет из любого понравившегося романа (довольно популярен, к слову, цикл Роджера Желязны «Хроники Амбера»).
Есть еще одна классификация игроков. В книжных мирах бок о бок с людьми существуют другие волшебные расы. Жители «мира ролевиков» тоже выбирают для себя расу. Есть среди них эльфы (светлые и темные). В эльфы идут, как правило, неисправимые романтики. Расу гномов выбирают умельцы, мастерящие игровое оружие, доспехи и украшения. Кому-то по душе стать хулиганствующим орком или даже троллем, кого-то привлекает мрачное очарование призраков, оборотней, русалок и прочей нежити.
Как ни странно, есть среди ролевиков и люди – правда, национальность и род занятий они выбирают себе тоже весьма экзотические. Человек вполне может оказаться по национальности – гондорцем, а по профессии – магом. (Кстати, из-за магов, без которых невозможен сказочный мир, неосведомленные люди и «шьют» ролевикам обвинения в «сатанизме»).
А вот любимые Толкиеном хоббиты среди ролевиков встречаются редко. Ролевики романтичны, а хоббиты – существа хоть замечательные во всех отношениях, но романтизмом не отличающиеся.
С мечом и волшебным посохом
А теперь поговорим о главном событии в жизни ролевиков – собственно об игре. Главные люди в игре – безусловно, мастера. Это настоящие авторитеты, мэтры, придумывающие и организующие игры. Мастер или группа мастеров сначала разрабатывает сценарий игры. Он может довольно жестко соответствовать сюжету книги, по которой проводится игра, а может быть построен как «вариации на тему» - сюжет такой игры развивается свободно, в зависимости от желания игроков. Роли игроков не обязательно определяют мастера – участник игры может сам придумать себе «легенду» и предложить ее на рассмотрение мастеров игры.
Итак, написан сценарий, приблизительно определен круг участников. Затем ролевики готовят костюмы, доспехи и оружие (вот тут и пригождаются умения «гномов»). Выбирается игровой полигон – как правило, в лесу (киевские ролевики, к примеру периодически устраивают игры в лесочке за Новобеличами, в трех остановках от моего дома). На полигоне могут строиться «потешные крепости». Сама игра длится несколько дней. Но игры на свежем воздухе – не единственное событие в жизни ролевиков. Есть еще игра «Подземелья и Драконы» - разобрав роли, ее участники на словах описывают действия своего персонажа, и все это похоже на коллективное сочинение истории. (Нечто похожее есть и у «сетевых» любителей фэнтези, встречающихся исключительно в виртуальном пространстве, на игровых форумах. Их, строго говоря, ролевиками назвать нельзя).
Собираются ролевики и просто так – для того, чтобы обсудить прошедшие игры, распланировать будущие, попрактиковаться в фехтовании на мечах и просто пообщаться. Ну а поскольку среди них довольно много личностей творческих, общение это выливается в самодеятельные концерты, выставки и даже театрализованные постановки.
В обычной жизни ролевик почти не выделяется из толпы. Отличительными признаками могут быть разве что длинные волосы, перехваченные кожаным ремешком-«хайратником» (эта деталь туалета досталась любителям поиграть в фэнтези в наследство от хиппи) и некоторая артистическая небрежность в одежде.
Ролевики, собравшиеся на игру, выглядят очень живописно – так что простой обыватель может, пожалуй, и перепугаться. Помню, когда на экраны кинотеатров вышла первая часть киноэпопеи «Властелин колец», в киевском метро можно было встретить группки ролевиков, собравшихся в кино. Они были при полном параде: в живописных одеяниях, при кожаных доспехах и проволочных кольчугах, с мечами и «волшебными» посохами в руках. Народ от них шарахался – и напрасно.
Как вы уже поняли, ролевики – люди мирные и интеллигентные, и бояться их не надо. Так почему же время от времени приходится встречать мнения о том, что это опасное неформальное течение?
Бегство от действительности или дверь в новый мир?
Единственная опасность для физического здоровья ролевика – шанс заработать синяки и ссадины от удара пластиковым мечом или арбалетной стрелой с поролоновым наконечником. Но встречаются утверждения, что эти неформалы – душевнобольные, люди, неспособные жить в реальном мире и стремящиеся убежать от него любым способом.
Мария Грушко пишет в своем исследовании, что среди ролевиков иногда действительно встречаются интересные персонажи, которых она называет «дивными эльфами»: «Это существа… словно бы заигравшиеся в свой мир, не желающие налаживать контакты с этой реальностью, которая кажется им отвратительной и безысходной. Именно для них ролевая тусовка - оплот и прибежище».
Но увлеченные до фанатизма, полностью ушедшие в свой мир люди встречаются в самых разных социальных группах. А подавляющее большинство ролевиков – вполне социально адаптированные товарищи. Деньги (и вообще материальные ценности) никогда не были для них на первом месте, но, как ни странно, в силу того, что ролевики – люди интеллектуальные, многие из них довольно прилично зарабатывают. Между прочим, психотерапевт Дмитрий С. , который обозвал всех любителей игр «шизофрениками», сам признался, что работает с ними, потому что они в состоянии… хорошо платить за консультации. Показательно и то, что этот «специалист по ролевикам», якобы искренне желающий им помочь, цитирует оскорбительно непристойный стишок про толкиенистов.
Так в чем же можно обвинить ролевиков? В том, что они иногда одеваются в странные костюмы и играют в странные (с точки зрения ограниченных, скучных, нетерпимых к чужим убеждениям людей) игры? В том, что они, вместо того, чтобы возводить сортир на собственной даче, строят потешные крепости, а вместо того, чтобы покупать наряды «от кутюр», шьют средневековые плащи и кафтаны? По большому счету – в том, что они бегут от реальности? Тем, кто боится ролевиков и считает их не то сектантами, не то безумцами, я бы посоветовала прочитать для начала прекрасное эссе Анджея Сапковского «Нет золота в Серых Горах», в котором рассказывается об истории жанра. Там есть замечательные слова: «Никто не слушал Толкиена, когда старый улыбающийся хоббит спокойно объяснял, что свое Средиземье он творил не как убежище для дезертиров из трудолюбивой армии реальной действительности, а совсем наоборот, хотел раскрыть двери узилища, заполненного несчастными смертниками повседневности». Лучше и не скажешь.
Отзывы, комментарии и просто мысли по поводу просим оставлять на нашем форуме http://ch-z.com.ua/static/forum/
Начало см. Сатанисты и дьяволопоклонники
Готы - «Смерть им к лицу»
Правила безопасного общения с молодежными группировками
|