Очень многие молодежные движения недолговечны и подвержены моде. То, насколько живуче то или иное движение – важный показатель. Если какое-то яркое и эффектное течение держится на гребне моды всего лет пять-семь (пока не подрастет следующее поколение), то наверняка своим возникновением оно моде и обязано. Но если поколения сменяют друг друга, а идеи, занимавшие в свое время умы родителей, все еще кажутся привлекательными их детям – значит, это не мода: есть в этих идеях нечто настоящее, глубинное, берущее за душу.Все это вполне относится к панковскому движению – одному из самых ярких и при этом абсолютно неагрессивных проявлений юношеского максимализма.
«Антигламур» в чистом виде
Этого слова почему-то нет в старых англо-русских словарях. Приблизительно его можно перевести как «отребье», «мусор» - в общем, нечто ненужное, отторгнутое обществом. Но на самом деле не общество отвергает панков, а сами они, будучи абсолютными нонконформистами с обостренным по-юношески чувством справедливости, не желают принимать те правила игры, которые кажутся им неестественными и лживыми.
Читая самые разные статьи об истории панковского движения, я встречала и такие определения: дескать, панки – это гной, который образуется на нарывающих язвах социума. Но, с другой стороны, гной – признак того, что организм сопротивляется заразе и старается излечиться.
А началось все, как водится, с музыки. Движение панков зародилось еще в 60-е годы прошлого века в США. В то время первая волна настоящего бунтарского рока, можно сказать, сошла на нет: рок-н-ролл 50-х выродился в сладкие танцевальные мелодии. Неудивительно, что в противовес этому возникла новая волна так называемого «гаражного» рока: как грибы после дождя стали появляться музыкальные группы, игравшие простую, грубую, агрессивную, но очень искреннюю музыку. Подавляющее большинство этих групп распалось, настоящей известности добились единицы – например, группа «VelvetUnderground» или популярные по сей день рок-исполнители Игги Поп и Патриция Смит.
Второе рождение панка приходится на 1976 год – именно тогда в Великобритании появилась группа «SexPistols», которая свела с ума молодых людей. Основные идеи их песен – мир лжив и отвратителен, но изменить его, к сожалению, нельзя. Зато можно активно не принимать навязанные правила игры. Ну, а для того, чтобы ярче продемонстрировать свой протест окружающим, нужно выглядеть и вести себя как можно более «антигламурно».
Красота – страшная сила!
В далекие семидесятые английские подростки до смерти пугали обывателей своим видом. Сегодня где-нибудь в Лондоне уже никто не шарахнется от молодого человека с зеленым гребнем-«ирокезом» на голове. Но отечественные панки продолжают и по сей день шокировать окружающих жутким видом и нарочито развязным поведением.
Самая яркая деталь внешности панка – это, конечно, прическа. Виски выбриваются, волосы красятся в какой-нибудь душераздирающий цвет – радикально черный, зеленый, дико-розовый. С помощью чудовищного количества лака волосы можно поставить дыбом – получится «ирокез» (вошедший в моду примерно в 80-е годы прошлого века).
Пирсинг во всех мыслимых и немыслимых местах – тоже панковское изобретение. Гроздьями сережек и булавок увешаны не только мочки ушей, но и прочие части лица и тела. Те части тела, где нет пирсинга, можно украсить татуировками. Еще одно популярное украшение – кожаные браслеты, отделанные металлическими шипами и пластинами. В панковской среде существует обычай меняться украшениями, пишет культуролог из Санкт-Петербурга, исследовательница неформальных молодежных субкультур Мария Грушко: «Чтобы украсить свой «прикид», панк собирает пивные крышки, французские булавки, цепочки, значки. Очень популярны в качестве деталей прикида элементы символики СССР (это связано с текстами и направленностью популярной панк группы «Гражданская оборона»). Футболки с портретами Ленина, серпом и молотом (с текстом Коси и Забивай), разные значки, вроде значка Общества трезвости».
Еще настоящий панк носит рваные, травленые отбеливателем джинсы, кеды или ботинки фасона «мечта оккупанта» и непременно – кожаную куртку-«косуху», ставшую культовой вещью еще на заре появления рок-н-ролла, в 50-е годы.
О душе
Между прочим, все эти яркие, броские детали панк-стиля на Западе сослужили движению плохую службу. Если вначале подобный дикий вид был проявлением бунтарства и нонконформизма, то со временем стиль «панк»… вошел в моду. Английская модельерша Вивьен Вествуд, начавшая мастерить вещи в этом стиле еще в 1976 году, в 80-х вышла на парижские подиумы. Сегодня она – вполне респектабельная и очень богатая дама, одетая в эксклюзивное дизайнерское рванье собственного производства. В общем, на Западе давно поняли, что расфасованный в элегантную и удобную упаковку молодежный бунт может стать ходовым и прибыльным товаром.
Но до Запада нам пока далеко, и поэтому панк-движение на постсоветском пространстве еще остается тем, чем оно было изначально: очень искренним, хотя и эпатажным, движением, в котором есть не только желание шокировать окружающих своим видом, но и философия. «Их не устраивает окружающая реальность, - пишет Мария Грушко. - Но если ролевики уходят в иной прекрасный мир, хрупкий, созданный их руками, металлисты замыкаются в неприступной гордости и символике, готы растворяются в тайной и страшной стороне мира, приняв то, что пугает и отвращает прочих, растаманы и хиппи пытаются любить этот мир, таким, каким его создал бог и не осуществили люди, то панк – на переднем краю, с этим знанием - «как должно быть» - в голове и болью в сердце». В своей работе исследовательница из Санкт-Петербурга приводит отрывок интервью одного из идеологов отечественного панк-движения – лидера группы «Гражданская оборона» Егора Летова (к сожалению, умершего в феврале этого года): «Я вот совершенно трезво и искренне сейчас говорю – все мои песни (или почти все) - именно о ЛЮБВИ, СВЕТЕ и РАДОСТИ. То есть о том, КАКОВО – когда этого нет. Или КАКОВО это – когда оно в тебе рождается, или что вернее, когда умирает. Когда ты один на один со всей дрянью, которая в тебе гниёт, и которая тебя снаружи затопляет. Когда ты не тот, каким ты ДОЛЖОН быть».
«Дети города» и «панки-оборотни»
Как вы уже поняли, «страшные» панки для окружающих не представляют никакой опасности. Им самим несладко приходится в жизни. По мнению Марии Грушко (ее исследования неформальных движений оказались просто бесценным материалом при написании этой серии статей), одна из главных трудностей панков в том, что им трудно социализироваться, вписаться в окружающую действительность: «Эти люди часто теряют работу, или вылетают из ВУЗов, а из-за нежелания менять стиль поведения и внешний облик часто конфликтуют с родителями, их чаще прочих выгоняют из дома. С другой стороны – панки, вроде крыс, гении приспособляемости. Будучи бездомным, безработным и «безучёбным», дольше всех из моих знакомых могут выдержать это состояние (ночевать на лестницах и случайных вписках, питаться по друзьям, помойкам и благотворительным столовым, а деньги - аскать), и не плакать, не проситься «домой к маме». При этом быстрее прочих находят жильё, работу, и получше нас, хорошо социализированных. Это истинные дети города».
В общем, «вовсе не опасные панки-бунтари: на лицо ужасные, добрые внутри». Правда, кроме настоящих панков встречаются еще панки «декоративные» - смешные молодые люди, которым просто нравится эпатировать публику зеленым ирокезом и кольцом в носу. Эти, пожалуй, могут нахулиганить, однако в целом вполне безвредны. Но сравнительно недавно возникла еще одна опасная порода молодых людей, называющих себя «наци-панками». Несмотря на название заимствование некоторых элементов панк-стиля в одежде, к панкам они не имеют никакого отношения. Прежде всего, потому что мировоззрение настоящего панка базируется на отрицании лжи и лицемерия, стремлении к свободе. А основа мировоззрения любого наци – трусость и глубоко запрятанный комплекс неполноценности.
Впрочем, это мы обсудим в следующем материале, посвященном скинам.
Отзывы, комментарии и просто мысли по поводу просим оставлять на нашем форуме http://ch-z.com.ua/static/forum/
Начало см. Индустриальщики: мрачное очарование заброшенных промзон
Ролевики: «Меч и магия»
Сатанисты и дьяволопоклонники
Готы - «Смерть им к лицу»
Правила безопасного общения с молодежными группировками
|